Владимир Путин в режиме
видеоконференции проводит заседание Совета при Президенте по науке и образованию. Обсуждаются вопросы обеспечения приоритетных направлений
научно-технологического развития инженерными кадрами.
В.Путин:
Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы собрались в преддверии Дня российской науки. Прежде всего поздравляю вас, учёных страны,
исследовательские коллективы, технологические команды с этим праздником, желаю
успешной, результативной работы на благо России и всего нашего народа.
О том, как повысить
роль науки в решении национальных задач, подробно обсуждалось на прошлом
заседании нашего Совета. А сегодня в повестке дня – вопросы технического образования.
Подготовка инженерных кадров, квалифицированных рабочих по приоритетным для
России направлениям научно-технологического развития, по которым запускаются
новые национальные проекты технологического лидерства.
В конце прошлого года
было дано поручение Правительству, Российской академии наук значительно
расширить эти вопросы, добавить дополнительные мероприятия – с тем, чтобы
обеспечить не просто самодостаточность страны в важнейших отраслях, а превосходство отечественных наукоёмких технологий и продукции в жизненно важных
сферах.
Повторю, цель поставлена
предельно конкретно: в области технологического развития Россия должна быть
конкурентоспособна по ключевым направлениям. Для этого нам нужны специалисты,
способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только
формирующихся индустрий, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования.
Добавлю, что рабочие
профессии в промышленности, многих других отраслях также требуют сегодня знания
сложнейших технологических систем, инженерных компетенций. Подготовить такие
кадры – одна из важнейших задач для всех уровней образования.
Хочу особо подчеркнуть:
все последние годы мы системно занимались развитием школ, колледжей, вузов. Но и ситуация в экономике, в глобальной конкуренции быстро меняется. С учётом
острого, чувствительного для предприятий дефицита кадров нужно уже сейчас
предпринимать нестандартные, а зачастую и экстраординарные, шаги.
Здесь действительно
важно участие всего профессионального сообщества. Поэтому для подготовки
содержательной повестки нашего Совета была создана межведомственная рабочая
группа, куда вошли представители ведущих школ, вузов, научных институтов,
субъектов Федерации и бизнеса.
Рассчитываю, что
коллеги продолжат и далее отслеживать ситуацию с обучением инженерных кадров и готовить свои предложения по этому направлению. В том числе необходимо
настраивать действующие и создавать новые механизмы сотрудничества регионов,
системы образования, отечественных компаний и предприятий.
Важно наладить
постоянный обмен наиболее эффективными практиками. Прежде всего речь о шагах по созданию единой, сквозной системы подготовки технических кадров – от школы до университета. Такой позитивный, востребованный опыт есть у значительной части
регионов с высокой концентрацией промышленности. Надо его активно
распространять.
Что ещё считаю важным. Помимо
решения задач сегодняшнего дня, ближайшего будущего нужно формировать задел в компетенциях на годы вперёд, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты, да наши
учреждения – школы, колледжи, вузы, и через 15–20 лет были готовы отвечать на вызовы времени, бурных технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции. Это требование нужно обязательно закладывать в логику
наших действий, ставить такую задачу при разработке новой Стратегии развития
образования до 2040 года.
И ещё один базовый
подход: в соответствии с отечественными традициями, лучшими мировыми
практиками, которые доказывают свою эффективность, наше техническое образование
должно быть прежде всего фундаментальным. Необходимая база знаний математики и естественных наук формируется именно в школе, причём уже в 5–9 классах.
Эксперты считают, что это важнейший период для подготовки будущих специалистов.
Уровень преподавания
этих дисциплин должен быть высоким – не в отдельно взятых учебных заведениях,
школах-лидерах, а по всей стране. Для этого, как уже не раз говорилось, нужно
увеличивать численность учителей-предметников, повышать качество их подготовки.
Важно, чтобы
математика, естественно-научные дисциплины увлекали ребят. Сейчас же многие из них зачастую уже в самом начале обучения теряют интерес к таким предметам. Но это, конечно, не значит, что у наших ребят нет соответствующих талантов,
способностей освоить эти знания. Одна из причин, как говорят сами педагоги, в содержании программ начальной и основной школы.
Нужно комплексно
обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам,
сбалансировать объём учебного материала, сделать его доступным, понятным и, что
самое главное, интересным для школьника. Прошу заняться решением этих задач
Российскую академию наук, Российскую академию образования, ведущие
отечественные образовательные и научные организации.
Продолжение
следует.