Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития экспорта

Президент
проводит расширенное заседание Президиума Государственного Совета Российской
Федерации по вопросу «О развитии экспорта».

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня в рамках заседания Президиума
Госсовета вместе с главами субъектов Федерации, руководителями Правительства,
министерств и ведомств обсудим очень важную тему – важную для наших регионов,
городов, для целых отраслей экономики. Речь о дальнейших шагах по наращиванию
экспортного потенциала страны.

Россия, как известно, – активный
участник международной торговли. Несмотря на объективные трудности, с которыми
сейчас сталкивается российский бизнес, мы развиваем внешние деловые связи, расширяем
их географию, укрепляем сотрудничество с предсказуемыми, надёжными партнёрами, которые,
как и Россия, понимают свои национальные интересы, ценят взаимовыгодные
торговые, производственные, кооперационные связи.

Добавлю, что мировая торговля и в целом
глобальная экономика сейчас активно меняются. Мы часто об этом говорим, и все
это очень хорошо знают и понимают. Выстраивается новая система отношений, где
на лидирующие роли выходят государства так называемого Глобального Юга, динамично
растущие страны, участники перспективных интеграционных объединений, например,
таких как БРИКС.

Уже сейчас вклад стран БРИКС в мировую
экономику превышает долю так называемой большой семёрки и продолжает расти.
Тенденция нарастает, она не меняется. Для интереса, для справки (я и сам с интересом, честно говоря, на эти цифры смотрю), «большая семёрка» в 1992 году,
что она из себя представляла? 45,5 процента мирового ВВП. А в 2022 году –уже
30,5 процента. Было 45,5, а стало 30. Прогноз на 2028 год – 27,9 [процента].

А что со странами БРИКС? БРИКС (без
учёта новых членов этой организации) – в 1992 году доля в мировом ВВП была 16,7
процента, а в 2022 году – 31,4 процента. А прогноз на 2028 год – 33,8 [процента].
И тенденция такая есть, она сохраняется, она никуда не денется. Это объективный
процесс, не связанный с текущей конъюнктурой даже конфликтов, в том числе на известном нам всем направлении. А БРИКС с новыми членами – конечно, там и ситуация другая. Там прогноз на 2028 год – 38 процентов глобального ВВП.

Это значит, формируются настоящие рынки
будущего, в основе которых – прочные, стратегические партнёрства, принципы
сложения экономических потенциалов и взаимного усиления роста.

Важно не только понимать эти тенденции, но и пользоваться преимуществами, экспортными возможностями, которые открываются
перед нашим бизнесом, перед предприятиями. Нужно оказывать им содействие на всех уровнях.

Как вы знаете, в текущем году
завершается шестилетний национальный проект по поддержке экспорта. За это время
созданы инструменты, в том числе в субъектах Федерации, которые помогают
отечественным компаниям поставлять продукцию за рубеж, позволили им пройти этап
пандемии, а в последние два года – перенаправить товарные потоки на перспективные, растущие рынки.

В ходе встреч с представителями деловых
кругов, с предпринимателями неоднократно звучали предложения продлить нацпроект
по поддержке экспорта, и мы договорились, что это будет сделано.

В следующем году стартует обновлённый
национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Основой для
его решений, мер и механизмов должны стать достигнутые результаты в экспортной
сфере, приоритеты экономического развития, которые стоят перед нашей страной, и,
конечно, объективные глобальные тенденции, о которых я только что говорил.

Что хотел бы в этой связи отметить.

Для уверенного, долгосрочного развития
внешнеэкономических связей необходимо повысить эффективность финансовой и информационной поддержки экспорта, активно создавать логистическую и транспортную инфраструктуру, а также площадки для производственной кооперации.

При этом принципиально важно
стимулировать выход российских компаний на рынки товаров с высокой добавленной
стоимостью, увеличить так называемый несырьевой неэнергетический экспорт, в том
числе поставки товаров машиностроения, продуктов питания и так далее.

Отмечу, что с 2001
по 2023 годы объём несырьевого неэнергетического экспорта России вырос более
чем в четыре раза. Это хороший результат, четыре раза, не какие-то проценты, а четыре раза – с 36 до 148 миллиардов долларов. Это, конечно, далеко не предел
для нас, это ещё на самом деле не так уж и много.

А вот за первые
семь месяцев текущего года несырьевой неэнергетический экспорт продолжал расти
и вырос ещё на пять процентов – до 89,8 миллиарда [долларов].

По некоторым
направлениям – например, по поставкам продуктов питания – Россия уже вышла в число ведущих
мировых экспортёров. Такой результат – это, конечно, в первую очередь, заслуга
специалистов, трудовых коллективов предприятий, а также институтов развития,
руководителей регионов и федеральных органов власти, которые оказывают им
поддержку.

В Послании
Федеральному Собранию, а затем и в Указе о национальных целях развития был поставлен ориентир, а именно – к 2030 году увеличить несырьевой неэнергетический экспорт как минимум
на две трети по сравнению с 2023 годом. Это амбициозная цель, особенно с учётом
вызовов, с которыми столкнулись наши компании за последнее время.

Первый из них касается проведения
расчётов. Разумеется, мы все об этом хорошо знаем. В отношении российских
финансовых институтов и платёжных систем предприняты абсолютно враждебные
действия со стороны некоторых западных элит. Стало сложней как получить оплату
экспортных поставок, так и рассчитаться за импортные товары.

В определённой мере нам удалось решить
эту проблему. В прошлом году доля расчётов за российский экспорт в так
называемых токсичных западных валютах сократилась вдвое. При этом доля расчётов
в рублях во внешнеторговых операциях приближается к сорока процентам. С 2021 по 2023 год доля рубля в расчётах за экспорт
выросла почти в три раза – до 39 процентов. Доля расчётов в рублях за импорт
выросла ещё на два процента, до 30 процентов в целом.

Мы
продолжаем работу по этому направлению, вместе с зарубежными коллегами
планируем более широко использовать национальные валюты, проводить расчёты
через клиринговые платёжные системы, платформы и так далее.

Очевидно,
что решение этих задач требует времени, поскольку наши ведущие торговые
партнёры плотно интегрированы в действующую мировую финансовую систему.

Во всём мире сейчас прорабатываются вопросы создания так называемой наднациональной
платёжной инфраструктуры – я хочу это подчеркнуть, очень многие страны и регионы мира этим занимаются вплотную – с возможностью использовать цифровые
валюты центральных банков и цифровые финансовые активы. Такая система будет
действовать бесперебойно и независимо от третьих стран. Я хочу это подчеркнуть:
не только мы в связи с известными событиями этим занимаемся. Это во всём мире,
это общая тенденция во всех регионах – и на Ближнем Востоке, и в Азии, все
думают над этим, все думают и придумывают различные варианты.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *