Заседание попечительского совета фонда «Талант и успех»

Под председательством Владимира Путина в режиме
видеоконференции состоялось заседание попечительского совета образовательного
фонда «Талант и успех».

В.Путин:
Уважаемые коллеги, друзья, добрый вечер!

Рад всех приветствовать.

Почти десять лет назад – 1 июня 2015 года – созданный на базе
нашего олимпийского наследия образовательный центр «Сириус» принял
своих первых воспитанников. Поздравляю с этой
рубежной датой школьников, студентов,
педагогов, тренеров, представителей науки и искусства – всех, кого объединил и сплотил «Сириус». Хотел бы также от всей души поблагодарить за труд
его коллектив и, конечно, руководителя фонда «Талант и успех» Елену
Владимировну Шмелёву, а также членов попечительского совета.

Общими усилиями многих людей, настоящей команды
единомышленников «Сириус» стал уникальным явлением для нашей страны.
Площадкой, где юные таланты, причём со всей России, получают широкие
возможности для уверенного жизненного старта, учатся у выдающихся наставников,
участвуют в создании передовых технологий и продуктов.

При этом нужно обязательно двигаться вперёд – это
в полной мере созвучно духу, самой идее «Сириуса». И здесь принципиально важно, чтобы он был
плотно интегрирован в достижение наших национальных целей, чтобы возрастала его
роль, вклад в развитие всей страны.

В этом году осенью встретимся отдельно, чтобы
обсудить достигнутые результаты и поставить новые задачи. При разработке таких
планов обязательно нужно учесть и те идеи, которые предлагают
сами учащиеся «Сириуса», его педагоги и сообщество воспитанников,
многие из которых уже достигли существенных успехов в науке, культуре, спорте. Нам, безусловно, важно, чтобы ребята самым
активным образом участвовали в судьбе России, применяли свои знания,
талант на благо своих регионов и всего нашего Отечества в целом. Будем и дальше
их в этом поддерживать.

Напомню, что начиная с 2015 года ежемесячную выплату в размере
20 тысяч рублей получают ежегодно шесть с половиной тысяч наиболее
одарённых студентов, среди которых немало воспитанников «Сириуса».
Практически все после окончания вуза трудятся в отечественных компаниях или
поступили в магистратуру или аспирантуру в российские вузы. Это очень хороший
результат, который показывает, что программа грантовой поддержки стала
востребованной и важной для всего образовательного процесса, стала важным
инструментом развития кадрового потенциала страны.

Но что хотел бы отметить отдельно? Право на такие поощрительные
ежемесячные выплаты должно быть не только у студентов, показавших выдающиеся
академические достижения, но и у юных спортсменов, музыкантов, художников,
артистов – в «Сириусе» это артистов оперы и балета, победителей и призёров
авторитетных российских и международных творческих конкурсов, спортивных
соревнований.

Прошу Правительство внести необходимые изменения в соответствующие
нормативные и правовые акты, с тем чтобы механизм распределения грантов полнее
отвечал не только задачам обеспечения технологического лидерства, но и нашего
культурного, ценностного суверенитета.

Повторю ещё раз, для России одинаково значимы как прорывы в технологиях, так и триумфы в сфере спорта и искусства. Поэтому с самого начала в «Сириусе» формировалась особая, в полном смысле гармоничная
образовательная среда. Юные
физики, математики, хоккеисты, музыканты учатся, что называется, под одной
крышей. Посещают спортивные
соревнования и концерты и, конечно, слушают лекции по истории, литературе,
искусству, русскому языку. Именно
изучение гуманитарных предметов помогает воспитать настоящих граждан, патриотов
страны.

Такое всестороннее, и, повторю, в полной мере гармоничное развитие детей,
молодёжи должно лежать в основе всех уровней отечественного образования. И здесь нам обязательно нужно сберегать и развивать те лучшие традиции, которые
отличали и дореволюционную, и советскую систему просвещения.

В том числе
важно, чтобы уроки музыки, изобразительного искусства проходили на действительно достойном, современном уровне. При этом, разумеется, не за счёт увеличения
нагрузки на детей.

Считаю
необходимым, чтобы «Сириус»
вместе с ведущими образовательными организациями в сфере искусства принял
участие в создании новой
методики преподавания этих творческих дисциплин в школе. Сейчас только на встрече один из участников в первой части нашего посещения «Сириуса» говорил об этом. Позднее я с коллегами из Администрации и Правительства хотел бы эти
вопросы обсудить, – речь идёт о том, чтобы усилить преподавание, скажем, музыки, – речь шла о преподавании музыки в детских дошкольных учреждениях и первых
классах школы. Но что касается «Сириуса», повторю ещё раз: есть новаторские подходы и практики, которые рождаются,
оттачиваются благодаря выдающимся педагогам и деятелям искусства. Их нужно
обязательно масштабировать.

Уверен, просветительская деятельность «Сириуса» существенно
расширилась благодаря созданию здесь средней специальной музыкальной школы, где
мы с вами сейчас находимся. Добавлю, что в текущем году в Сириусе планируется также открытие концертного центра. Он
станет одной из самых крупных и современных площадок классического искусства не только в России, но, судя по тому, что я слышал, и в мире.

В этой связи
полагаю правильным сегодня, в ходе заседания попечительского
совета, особо остановиться на развитии образования в сфере музыки для одарённых
детей, рассмотреть этот
вопрос комплексно. Это касается и методик преподавания, и развития
отечественной индустрии музыкальных, в том числе детских инструментов, и,
конечно, повышения квалификации
педагогов в сфере искусства.

Этой темы мы касались осенью 2023 года в ходе посещения «Сириуса». По итогам
приняли ряд дополнительных решений. Хотелось бы сегодня поговорить о том, как
они реализуются.

Слово Елене Владимировне Шмелёвой.

Е.Шмелёва: УважаемыйВладимир Владимирович! Уважаемые
коллеги!

Я очень рада, что
сегодняшнее заседание мы проводим здесь, в нашей новой средней специальной
музыкальной школе «Сириус». Это происходит потому, что искусство всегда, –
благодаря, Владимир Владимирович, тому, что Вы сразу так сформулировали нашу
модель развития, – всегда было нашим базовым направлением развития. Из 77 тысяч
детей, которые освоили программы «Сириуса», 21 тысяча – это выпускники по направлению «Искусство».

Таким образом, у нас
фундаментальные знания в области естественных наук, математики дополнены всегда
художественным компонентом, и так было всегда. Это принципиально важно для
комплексного развития личности, для становления молодёжи, для её воспитания и тех традиционных ценностей, которые мы таким образом им передаём.

И конечно, очень важна
наша вдохновляющая среда, мы её действительно создаём с ведущими экспертами – Ясухисо
Тойота, который здесь создал уникальную акустику, работал с нашими ведущими
педагогами, инженерами. И поэтому эти уникальные, знаковые объекты формируют и образ федеральной территории, и задают наши национальные и – спасибо большое,
что Вы так их описали, – мировые ориентиры в сфере культуры и искусства.

Эта безупречность и архитектурного исполнения, и музыкального исполнения формирует стремление наших
детей к постоянному росту, к развитию исполнительской культуры, поскольку мы в музыкальной школе. Нам кажется, что эта красота делает желанным выбор в пользу
профессиональных занятий музыкой.

Поэтому я очень
признательна Вам, Сергей Павлович [Ролдугин], Валерию Абисаловичу Гергиеву,
Павлу Сергеевичу Милюкову, Алексею Алексеевичу Шалашову за то, что так
неравнодушно все участвовали в создании наших уникальных объектов. И тут
продолжу: конечно, самый лучший педагог – это играющий тренер.

И подвижничество самого
Сергея Павловича, и примеры Павла Милюкова и Вадима Леонидовича Руденко – я Вас
сегодня, Владимир Владимирович, с ним познакомила – говорят о том, что «Сириус»
стал привлекательным для самых талантливых российских исполнителей, которые
совмещают артистическую карьеру и преподавательскую карьеру. И это должно стать
повсеместным.

Если говорить про
комплексное решение, то, конечно, мы готовы на своём примере представить гармоничную
нормативную модель сочетания этих двух важных ипостасей. И когда мы откроем наш
новый концертный центр, – а строительство закончено, и я Вас приглашаю в октябре, буду очень признательна, если мы проведём и заседание, и откроем наш
концертный центр, сейчас уже идёт ввод в эксплуатацию, – мы обязательно
поднимем вопрос о создании на федеральной территории симфонического оркестра с молодёжной студенческой стажёрской группой в составе такого симфонического
оркестра.

Мы считаем, что такие
группы должны создаваться при всех симфонических оркестрах страны. Это позволит
и академически качественно готовить оркестрантов, и создаст условия для
педагогической деятельности действующих оркестров, как у Сергея Павловича это
происходит, и мы очень признательны за это. И тогда дальнейшее развитие новой
музыкальной школы «Сириус» будет происходить в тесном взаимодействии с ведущими
консерваториями страны, с ведущими филармониями, а нормативно оформленная новая
модель её работы поможет и десяти уже существующим средним специальным
музыкальным школам в России.

С Ольгой Борисовной
Любимовой мы уже, Владимир Владимирович, это коротко обсудили. При Вашей
поддержке мы можем это всё, конечно, развить. Почему? Потому что, конечно, Вы
сказали: профессиональное образование как этап, на котором молодым музыкантам нужно
максимально разносторонне, углублённо давать разные предметы. Поэтому мы используем
индивидуальный подход: когда большое внимание мы уделяем регулярной концертной
практике учеников и созданию творческой среды, взаимодействию с ведущими музыкантами
страны.

Нам кажется, что, если мы
в такой логике продолжим сотрудничество с ведущими театрами оперы и балета, это
поможет нам создать и собственную балетную школу. Светлана Юрьевна Захарова с момента создания «Сириуса» развивает это направление, Николай Максимович
Цискаридзе в рамках УМО по сценическим искусствам, конечно же, нам помогут.
Поэтому мы просим Вас, Владимир Владимирович, поддержать строительство школы
балета на федеральной территории «Сириус».

Но если вернуться к музыке, то я отмечу, что мы прослушиваем детей из всех регионов и на дошкольном
отделении, и в возрасте 7–12 лет, как Вы сейчас видели, потому что этот возраст
критический для начала обучения по ряду инструментов. На федеральной территории
за счёт бюджета созданы широкие возможности для дополнительного музыкального
образования. По сути, это всё новая грань предложенной Вами модели выявления
талантливых детей и – когда мы их выявили – целенаправленная подготовка в области
классического музыкально-исполнительского искусства.

Уже в качестве
Национального методического центра по развитию талантов, которым Вы нас
наделили, Владимир Владимирович, мы готовы максимально расширять те конкурсы,
которые себя зарекомендовали в этих возрастных группах. В первую очередь фестиваль
«Практика» – мы готовы его развивать и пригласить на федеральную территорию.

Но, собирая и открывая школу,
мы столкнулись с тем, что музыкальные инструменты ограниченно доступны на рынке. Это или, может быть, какие-то не очень высокого качества образцы, или
очень дорогостоящие профессиональные инструменты, недоступные для большинства
учащихся. Практически нет музыкальных инструментов размера три четверти или
просто детского размера, особенно в сегменте духовых и сложных инструментов:
баян, аккордеон, – которые ранее производились преимущественно за рубежом и требовали специализированного производства.

Конечно, это напрямую
влияет на эффективность обучения детей. Мы считаем, что наряду с первостепенной
задачей по производству инструментов, с оснащением школ важно обращать внимание
и на сервис, на качественное, систематическое обслуживание инструментов,
которые сегодня есть у средних специальных музыкальных школ, детских школ
искусств, детских музыкальных школ. И конечно, готовить соответствующие кадры
и, возможно, распространить меры поддержки на сервисные компании.

Мы Вам сегодня уже
показывали выставку музыкальных инструментов – это в рамках нашего конкурса «Созвездие».
Мы сотрудничаем с ведущими производителями, и я уверена, что мы могли бы быть
полезны в качестве заинтересованного партнёра развития государственной
программы поддержки производителей – как учебных, так и профессиональных
музыкальных инструментов – и сервисных организаций.

Если говорить о выполнении поручений прошлого попечительского совета, то я начну как раз с того,
что к задачам Национального методического центра мы относим и комплексную
программу по повышению качества естественно-научного и математического
образования.

Сразу отмечу роль нашего
университета – Научно-технологического университета «Сириус», который мы
создали по Вашему поручению в 2019 году, – в систематической работе по сопровождению талантов, которые открывают и новые научные направления, и новые
образовательные и международные программы. Это междисциплинарный подход, и работа
педагогов, исследователей проявляется в экспериментальной программе.

В данном случае со специалитета
сегодня выступал один из учащихся. После девятого класса по информационной
безопасности мы открыли специалитет, сейчас ведётся второй год набора на программу. Она эффективна со стороны работодателей, со стороны партнёров. Так
мы и хотим продолжить, в частности развивая первый водно-климатический парк,
природный парк, парк национального значения.

Нам кажется, что развитие
экологического туризма, архитектуры, внедрение и решения которого учитывают
экологические [нормы], – Вы сегодня тоже отвечали на вопросы детей, говорили
про экологию, про эту логику какого-то экологического выбора, – и нам кажется,
что это рациональное управление природными ресурсами именно здесь, в «Сириусе»,
должно найти своё применение и вырасти в полноценную национальную школу,
задавая стандарты нового качества жизни в гармонии с природой и стандарты сопровождения
наших выпускников.

Выставка, которая внизу
сейчас представлена, называется «Хрупкая красота», и она посвящена сохранению
биоразнообразия, потому что мы находимся на Кавказе, в субтропической точке
России, и по этому основанию мы стали партнёром ЮНЕСКО в 2023 году. Акварельные
рисунки, керамика – это как раз то, что представляет нас как уникальную точку
на карте России, в том числе и художественную.

Под руководством ведущих
экспертов Академии имени Сергея Николаевича Андрияки – он это направление у нас
начинал, Союза гончаров России, других творческих вузов, мы, конечно, хотели бы, привлекая внимание к проблеме сохранения биоразнообразия в условиях
экологических вызовов, объединить молодёжь мира. Эту выставку уже принимали в этом году в Абу-Даби, мы готовимся к визиту в Дели, в Астану.

Этот наш «Саммит талантов»
вместе с Национальным симфоническим молодёжным оркестром, – который тоже по Вашему
поручению в 2018 году был создан, большое спасибо за этот проект, – мы вместе
показываем возможности и нашей системы образования, и нашей молодёжи. Тут тоже
очень приятно отметить, что очень многие солисты российского музыкального
симфонического молодёжного оркестра начали преподавать именно в «Сириусе».

Нам кажется, что у нас
есть очень востребованная программа «Педагогика развития таланта», которая
сейчас масштабируется. Мы точно так же можем со всеми специальными музыкальными
школами наладить сетевое взаимодействие и увеличить таким образом, таким
подходом количество ярких педагогов как в этих школах, так и на программах
повышения квалификации музыкальных педагогов. Спасибо большое и за это
поручение, и за то, что мы их всё время можем расширять.

В какой рамке
организационной? Мы уже третий год развиваем сеть партнёров «Сириуса» по Вашему
поручению, ассоциированные партнёры «Сириуса» мы их называем, и необходимые нам
для повышения квалификации педагогов методические площадки – на их основе те
самые сильные школы, самые сильные педагоги страны открывают свои самые лучшие
программы, лучшие практики для повышения квалификации, которую мы ведём сетевым
образом по всей России.

С учётом создания средней
специальной музыкальной школы мы предлагаем присоединиться к этой сети всем
десяти школам, которые сегодня уже созданы и работают. И с учётом важности, длительности
и объективной успешности этого проекта просим у Вас доверить нам возможность
самостоятельно определять программы и учебники, учебные пособия по профильным
направлениям «Сириуса» для этих ведущих школ нашей сети, используя экспертизу
нашего национального методического центра, а именно фонда.

Также мы просим наделить
нас, фонд, статусом базовой организации по работе с Донецкой и Луганской
народными республиками, Запорожской и Херсонской областями по выявлению,
поддержке и развитию талантов и по созданию такого же регионального центра по модели «Сириуса» – до момента, когда это будет возможно там. Также по этому
направлению мы готовы работать с Республикой Абхазия.

С учётом нашей темы
обсуждения, с учётом того, что мы говорим часто про эксперимент в контексте «Сириуса» – начиная с детского сада эксперимент – и того, что сегодня звучало, конечно,
мы считаем, что нельзя упускать возможность по получению музыкальных знаний в начальной школе для всех детей. И конечно, наши занятия по специальности в средней специальной музыкальной школе органично сочетаются с общим
образованием.

Здесь сделано всё для
того, чтобы и дети в музыкальной школе, и дети в наших обычных детских садах, в начальной школе формировали базовые для будущей успешности ребёнка навыки.
Сегодня об этом на встрече с Вами говорили и взрослые, и дети. Но мы
действительно считаем, что «Сириус» построили математики и музыканты – в этом
плане очень похожие. Значит, это базовая потребность, базовая основа для
образования.

Конечно, важнейшая задача
дошкольного и начального образования – дать и интегрировать эти творческие
занятия, творческие практики: и музыку, и изобразительное, и декоративно-прикладное
искусство, и, может быть, театральную деятельность. И мы, конечно, в рамках
нашего эксперимента, который Вы нам поручили, обязательно попробуем внедрить
такой комплексный подход на уровне начальной школы и 5-го, 6-го классов, когда
мы творческий компонент в программу максимально интегрируем, включаем
регулярные практические занятия музыкой, изобразительным, театральным
искусством.

И конечно, будем вести
подготовку педагогов, владеющих такими методиками интеграции в обучение и развитие у детей творческого мышления. Потому что мы воспитываем инженеров и учёных, и, безусловно, эта творческая среда, которая только таким образом может
сформироваться, и даст расширение потенциала, с одной стороны, внеурочной
деятельности, с другой стороны, раскрытия способностей, укрепления связей и – это
очень важно – позитивной самооценки ребёнка.

И конечно, наша программа
поддержки педагога в сфере искусства должна включать и расширение
инфраструктуры: надо создавать больше мест для занятий такими практиками, может
быть, строить новые школы по новым стандартам. Мы готовы эти стандарты тоже
обобщить и предложить. А также надо расширять доступ к инструментам – мы про
это так или иначе сегодня говорили. И, да, методики – спасибо, что Вы про это
сейчас сказали, – обучения талантливых детей, выявления талантливых детей.

Мы уже два года тому
назад делали это в сфере спорта. Мы комплексно пересматривали программы гармонизации
занятий спортом детей. Сегодня мы активно развиваем фестивали студенческого
спорта и готовим с ведущими спортивными федерациями профессиональных
спортсменов по собственным методикам, развивая междисциплинарные исследования
спорта.

И хочу закончить тем, что
к нам приезжает очень много иностранных делегаций. Уже почти 1500 детей из 85
стран приняли участие в наших образовательных мероприятиях, в наших программах.
Зарубежные коллегии очень активно участвуют в любых мероприятиях с нашими
ведущими тренерами, педагогами, особенно в области математики, естественных
наук, искусства.

Буквально позавчера у нас
закончилось Открытая международная биологическая олимпиада, в которой приняли
участие школьники из 14 стран мира. Осенью у нас пройдут международные
олимпиады по астрономии, по экологии, вопросам изменения климата и юниорская
естественно-научная олимпиада.

То международное
значение, которое всё больше и больше приобретает «Сириус», связано с продолжением инициатив Всемирного фестиваля молодёжи 2024 года и новых
научно-практических студенческих школ. Вы тоже сегодня говорили это как раз: и генетика,
и биотехнология, и математика, и экология, и архитектура. И это, конечно,
вызывает огромный интерес, и этот интерес привлекает всё больше и больше иностранных
школьников и студентов в основном. Мы начали подготовку к Международному
фестивалю 2030 года.

Поэтому мне кажется, что
важным направлением дальнейшего развития «Сириуса» могут стать ежегодные
международные музыкальные фестивали, развивая не только нашу концертную
деятельность, но и расширяя возможности для молодых исполнителей. Они станут
мощным инструментом культурной дипломатии и очень важных личных творческих
связей.

Предлагаем учредить
здесь, на федеральной территории, международный фестиваль культуры стран ЕАЭС и БРИКС, который станет центром творческого обмена и межкультурного диалога детей
и педагогов из всех наших дружественных стран.

Спасибо за визит, Владимир
Владимирович, и за внимание.

Мой доклад закончен.

<…>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *