В средней специальной музыкальной школе «Сириус» состоялась встреча Владимира Путина с учащимися,
выпускниками и педагогами образовательного центра «Сириус» и лауреатами
конкурса «Созвездие».
Позднее, по окончании заседания попечительского совета фонда «Талант и успех», Президент осмотрел информационные стенды о средней специальной музыкальной школе «Сириус». Пояснения давала руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелёва.
Средняя
специальная музыкальная школа «Сириус» для учеников с 1-го по 11-й класс начала свою работу 1 сентября 2024 года. Она
стала двенадцатой в числе средних специальных музыкальных школ, которые дают
выпускникам одновременно музыкальное и среднее образование. По окончании обучения выпускники могут поступать в высшие музыкальные учебные
заведения страны.
В корпусе, возведённом на первой береговой линии, более 60
учебных и музыкальных классов, а также гримёрные комнаты, фонотека, студия
звукозаписи и концертный зал. Одновременно здесь могут обучаться до 250 молодых музыкантов. Обучение ведётся
по трём профильным направлениям: фортепиано, оркестровые струнные инструменты,
оркестровые духовые и ударные инструменты. На всех этапах образования большое
внимание уделяется регулярной концертной практике, созданию творческой среды,
взаимодействию с ведущими музыкантами страны.
* * *
М.Пироженко: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Меня зовут Михаил
Пироженко. Мне 15 лет, я приехал из Санкт-Петербурга.
В.Путин: Я тоже.
М.Пироженко: Я пианист – так же, как и вся моя
семья. О «Сириусе» я узнал от своего старшего брата: я уже был здесь
два раза, очень хочу в этом году поехать в третий раз. Мне здесь
всегда очень нравилось то, что я могу общаться не только
с музыкантами, как я, а ещё и с ребятами из других
направлений.
Очень интересно, почему вообще
в «Сириусе» существуют именно эти три направления: спорт, наука
и искусство. И как вообще возникла идея о создании «Сириуса»?
Может, Вас что-то вдохновляло? Какие-нибудь места, чем-то похожие
на это?
В.Путин: Нет. Всё было более прозаично: когда закончились Олимпийские игры,
встал вопрос о том, что делать с этими сооружениями и как это
всё использовать. Было очень много разных предложений, в конце концов
в голову пришла идея о том, что у нас ещё в Советском
Союзе, потом и в России традиционно некоторым направлениям подготовки
молодых специалистов уделяется такое особое внимание, и созданы школы
подготовки специалистов начиная ещё с достаточно молодого возраста ребят.
Это специальные, специализированные физико-математические школы, химические
школы, потом у нас уже биология пошла – биологические школы,
то есть специализированные учебные заведения. Вот с этого началось,
идея возникла – ребят со всей страны собирать здесь
на определённое время, потом решили, что это будет 20 с небольшим
дней – 21 день, да, по-моему?
Е.Шмелёва: 24.
В.Путин: Потом я подумал: а почему только естественная дисциплина?
У нас есть специализированные музыкальные школы при консерваториях,
у нас есть несколько мирового класса – может быть, даже
не только мирового, выше мирового класса – хореографических училищ,
которые готовят артистов балета. И вот мы сразу же расширили,
с первых шагов, направление деятельности «Сириуса». Так и возникло,
само по себе как-то.
Я уже говорил об этом – о том,
как само название пришло в голову. Попросил моих помощников назвать мне
самую яркую звезду на небосклоне, сказали: «Сириус». Поскольку сюда должны
ехать одарённые молодые люди, одарённые дети, подростки, так возникло само
название – «Сириус».
То, что вы здесь видите, то, что я сейчас
посмотрю, это производная от первоначальных идей, это уже развитие самого
«Сириуса» – создание этой школы, а рядышком ещё и концертного
зала. Надеюсь, что это всё соответствует лучшим мировым стандартам,
а в чём-то даже их превосходит.
В этом и заключалась идея
олимпийского наследия, чтобы оно служило, служило нашей стране, служило людям
наилучшим образом. В целом считаю, что эта цель достигнута. Нужно только
идти дальше, развивать «Сириус». Создание такой музыкальной школы, где мы
сейчас находимся, это движение в этом направлении.
Надеюсь, у вас здесь всё будет
получаться, вам будет нравиться, это будет способствовать раскрытию таланта.
Место хорошее, педагоги замечательные, надеюсь, что и звук – «Тойота»
тоже работала над этим. Потому что звучание в таких помещениях – это
очень важно, это как музыкальный инструмент, как Сергей Павлович [Ролдугин]
говорит всё время. Сергей Павлович мне всё время подсказывает, что здесь можно
сказать такого существенного в этом деле. Звучание в зале – это
тоже как музыкальный инструмент, это должно соответствовать тому, что здесь
происходит. Надеюсь, что здесь так и будет, так же, как
и в концертном зале. Мы сходим туда, посмотрим, да? Или нет?
Е.Шмелёва: В этот раз нет, но он почти уже готов,
практически готов. И мы Вас уже с ребятами официально приглашаем
в октябре на его открытие, очень рады.
В.Путин: Внешне красиво. Очень надеюсь, что и внутри всё будет
соответствовать тем целям и задачам, которые мы перед собой ставим.
Е.Шмелёва: Если можно, у нас музыканты вперёд –
с учётом того, что это музыкальная школа. Хотя тут есть ребята
со всех направлений.
Ребята, музыканты, пожалуйста, кто ещё
хотел бы задать вопрос?
В.Путин: Ради бога, пожалуйста.
Е.Шмелёва: Даша Малахова.
Д.Малахова: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Меня зовут Малахова Дарья. Мне 16 лет, и я приехала из города
Архангельск. В «Сириусе» я уже второй раз по направлению «Музыкально-исполнительское искусство».
С самого
детства я была погружена в мир творчества,
и музыка меня окружала везде
и всюду. И в три года
я уже пошла в музыкальную школу, а в шесть лет – в художественную. Сейчас я продолжаю
развиваться в этом направлении, и, конечно, «Сириус» мне очень помогает.
Я хотела бы спросить у Вас, потому что я знаю, что с самого
детства Вы занимались фортепиано и осваивали этот инструмент: скажите,
пожалуйста, удаётся ли Вам
играть на этом инструменте, если у Вас появляется такая возможность? Какую роль Вы уделяете музыке в повседневной жизни, несмотря на такой
трудный график работы? И считаете ли Вы, что музыка – это действительно важно, и как она повлияла на формирование вашей личности?
В.Путин: Ну, во-первых, я, к сожалению, не играл на фортепиано
никогда и сожалею об этом, потому что это, конечно, обогащает. Музыка, так же как и живопись, если это является частью нашей жизни с детства, то оно формирует человека, формирует личность,
формирует мировоззрение, отношение к окружающему миру и к себе. Ведь музыка – это гармония, а вот гармония – это то, что, присутствуя в человеке,
делает его счастливым в конечном итоге.
Вы знаете, я
жил в совсем простой
семье, она далека была от музыки, от искусства, это рабочая семья.
Но как-то так получилось, что где-то в старших классах школы начал посещать концертные залы, филармонию – в Петербурге благо есть куда сходить,
чтобы послушать хорошую музыку, – а потом постепенно, постепенно чаще и чаще.
Ведь это тоже искусство – чувствовать искусство, чувствовать музыку, понимать её, как-то настраиваться на эту волну. Это бессознательная вещь, не такая уж рациональная, а может быть, совсем не рациональная.
Но умение получать удовольствие от того, что ты видишь и слышишь
от живописи либо от музыки, оно тоже должно воспитываться. И у меня не было
таким воспитание,
как у вас:
музыкальная школа и так далее. Но Петербург давал такую
возможность, и, слава богу, я этим воспользовался. Поэтому постепенно,
постепенно… Потом мы дружили с Сергеем Павловичем, он меня начал приглашать на всякие мероприятия,
на концерты и так далее, я потом
и без него их посещал.
Мне
думается, что чувство музыки или чувство балета, чувство живописи, оно постепенно, постепенно воспитывало во мне то, что, конечно, мне по жизни
всегда было нужно, поддерживало, формировало отношение к тем или другим событиям, к тем или другим людям. И считаю, что это очень важно как элемент воспитания любого человека. Мы всячески будем это поддерживать так же,
как делаем это вот здесь и сейчас.
Д.Малахова: Спасибо за ответ.
А.Цуканова: Здравствуйте. Владимир Владимирович!
Меня зовут
Цуканова Анна. Мне 17 лет, и я приехала из города Барнаул. Я обучаюсь на программе «Музыкально-исполнительское искусство».
Я
играю на фортепиано уже на протяжении 12 лет и стремлюсь к тому, чтобы стать
профессиональным музыкантом. Я понимаю, что для этого нужно очень много
работать и совершенствоваться,
и «Сириус» очень мне в этом помогает. Я здесь уже в четвёртый раз – и в последний, и каждый из этих раз даёт просто мощнейший импульс в профессиональном
росте, даёт энергию и вдохновение.
Но также я понимаю, что музыканту важны не только профессиональные навыки, но и личностные качества. Одним из таких качеств, наверное,
является лидерство, чтобы вести за собой оркестр, играть в ансамбле.
Вы
как Президент для меня являетесь человеком с наиболее развитыми лидерскими
качествами. Я бы хотела Вас спросить: есть ли какие-то способы, чтобы их
развивать? Как Вы считаете,
лидерство даётся нам с рождения или его можно приобрести в процессе воспитания, получения опыта? И развивали ли Вы специально
в себе эти качества или они всегда с Вами были? Спасибо.
В.Путин: Врождённое качество или нет – это трудно сказать, это генетики должны определить. Но, наверное, конечно, это талант, в значительной
степени передаётся по наследству. Но есть вещи, которые – даже если есть врождённый талант –
без труда, без вложения сил вряд ли дадут
возможность проявить себя так ярко, как, скажем, было у Моцарта. Известно, что
происходило в его семье, его практически мучили этими занятиями. Очень много
других примеров подобного рода, когда ребёнок падал в обморок, больше того,
мама считала, что он умер, а потом он приходил в себя и продолжал занятия
музыкой. Вот такое невероятное трудолюбие, конечно, оно сопровождает успех, в том числе и для очень одарённых или даже для гениальных людей.
Поэтому как сказать, что
важнее здесь: трудолюбие, работа над собой или врождённые качества? Для
максимального результата, для максимального эффекта нужно, наверное, сочетание
и того и другого. Надо, конечно, над этим работать, а как же? Так просто, сам
по себе, успех с неба не свалится.
В.Чичиленко: Здравствуйте,
Владимир Владимирович!
В.Путин: Здравствуйте.
В.Чичиленко: Я
ученица шестого класса средней специальной музыкальной школы «Сириус». Меня зовут Чичиленко Вера, и мне 13
лет.
В детстве я очень любила летать на самолётах и хотела быть стюардессой. Но потом
в моей жизни появился спорт, и я мечтала стать мастером спорта по художественной гимнастике. В семь лет я
поступила в музыкальную школу по классу виолончели, и моя мечта сейчас – стать
профессиональным музыкантом.
О чём Вы мечтали в детстве: в 5, 10, 15 лет? И о чём
мечтаете сейчас?
В.Путин: В 5, в 10 лет чем я увлекался, о чём мечтал: сейчас не хочу тебе ничего придумывать, сейчас мне трудновато вспомнить, что было в пять лет, – так, смутно. А определённые вещи помню, как ни странно. О чём мечтал? Всё ведь зависит от обстановки, зависит от нашего уровня развития,
восприятия окружающего
мира, от тех людей, которые тебя окружают. Оттуда – от искусства, кстати сказать, от музыки, от возможности
посещать музеи возникают
образы, возникают какие-то цели, формируются предпочтения.
Чем больше вот этого позитивного внешнего влияния, тем
ярче и конкретнее становятся наши планы и наши мечты. Наверняка у меня тоже были свои. Но когда стал повзрослее, когда выбирал уже профессию, здесь по-разному всё складывалось, я уже говорил об этом неоднократно. Мальчики часто выбирают: то лётчиком
хотел быть, то моряком, такие
героические профессии выбирал.
Но постепенно, постепенно формировался как личность, как человек. Меня, конечно, очень привлекало то, как действуют люди, как живут люди, посвящающие свою жизнь своей стране. Вот отсюда и возникло желание работать в органах
внешней разведки, и дальше, дальше всё пошло и пришло к тому, чем я сегодня
занимаюсь.
Я очень бы
хотел, чтобы у тебя, у твоих сверстников так же складывалась жизнь, чтобы вы в конечном итоге выбирали то дело,
которому вы готовы посвятить свою жизнь. Тогда и жизнь будет интересной, и результатов вы будете добиваться
максимальных в том деле, которому эту жизнь будете посвящать.
П.Брегадзе: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут
Брегадзе Пётр, мне 12 лет. Я музыкант, и я играю на флейте, я учусь в этой
средней специальной музыкальной школе. Сюда я переехал ещё в прошлом году и сейчас живу отдельно от родителей. Я, конечно, скучаю и каждый день с ними общаюсь.
А что для Вас значила семья в Ваши школьные годы? Может быть, есть такие эпизоды из Вашего детства, связанные с Вашими родителями, которые Вы помните всю жизнь? Может, расскажете, если не секрет?
В.Путин: Я уже много раз об этом говорил, честно говоря, не хочется повторяться.
Но были, конечно, эпизоды, которые у меня так ярко до сих пор в моём сознании присутствуют: и когда я был примерно такого возраста, как ты, и чуть постарше.
Вы
знаете, что самое главное и что
любопытно было для меня, и что, видимо,
на мой характер повлияло, на формирование меня как
человека: мои родители
всегда при решении каких-то вопросов семейного быта, при решении каких-то вопросов, связанных с моим будущим, хочу это подчеркнуть, всегда делали выбор в мою пользу.
И вот это у меня твёрдо сидит
в сознании, это такая
благодарность моим родителям за то, что они так ко мне относились, с такой любовью. Вот в этом и проявляется любовь, а не только в чмоканье, в обнимашках и целовашках, хотя это тоже важно, это тоже имеет
значение.
Но в целом я видел, даже, знаешь, когда я принимал решение о том, где учиться, какой вуз выбрать и так далее: родители хотели одного, потому что так было проще, имею в виду, что я
спортом занимался и некоторые высшие учебные заведения готовы были взять меня
вообще практически без экзаменов. И тренер мой как бы семью подталкивал к этому, из лучших побуждений. И так было проще.
Но я сделал свой выбор, который выглядел достаточно сложным на тот момент
времени. И когда родители увидели, что это мой выбор, я до сих пор это помню,
они отнеслись к этому с большим уважением и в конечном итоге не стали мне мешать, наоборот, поддержали.
И вот так было всегда, по всем вопросам. Они всегда делали выбор в мою пользу. Я никогда этого не забуду
и всегда буду им за это благодарен.
А.Кузбекова: Добрый вечер, Владимир Владимирович!
Меня зовут Кузбекова Асель. Мне 12 лет, я ученица 6-го класса этой средней специальной музыкальной школы, играю
на скрипке. Моё самое заветное желание – научиться играть на скрипке так же, как мой
любимый скрипач Павел Милюков.
А если бы Вы поймали золотую рыбку, то какое загадали желание?
В.Путин: Я, исходя из экологических соображений, рыбку отпустил бы просто на свободу и не стал утруждать её тем, чтобы
она исполняла мои желания. Я бы старался сам сформулировать свои цели и добиваться их.
Всё,
закончили? Может, сыграют ребята тогда что-нибудь?
Е.Шмелёва: Да, но у нас есть ещё, мне кажется, вопросы.
Д.Сахаров: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут
Сахаров Даниил, я приехал из города Екатеринбурга. Мне 17 лет. В родном городе я заканчиваю второй курс Свердловского художественного училища.
С детства меня привлекала природа и всё, что она создаёт в этом мире, и в будущем я хотел бы
стать художником, который показывал бы людям их истинное, настоящее начало, которое не отнять с рождением у каждого человека. Я считаю, что это могло бы улучшить жизнь и мировоззрения будущих поколений. Для меня, как и для всех будущих художников, важно, чтобы их творчество откликалось в душе зрителя и несло мысль, которая могла бы помочь
улучшить жизнь и мировоззрения будущих поколений.
И для Вас такой
вопрос, Владимир
Владимирович. Как, по Вашему
мнению, какие ценности должны транслировать современные художники? Какими
качествами должен обладать современный художник для того, чтобы общество его
услышало? Спасибо.
В.Путин: Ценность библейская,
она
одна: самое
главное – любовь. Любовь к тому, что ты делаешь, любовь к окружающему миру, к людям, которые тебя окружают.
Не знаю, Вам виднее, Вы будущий профессиональный художник, насколько я понимаю, поэтому Вы уже должны сами чувствовать, то Вами двигает, что Вы хотите донести до ваших зрителей.
Это чрезвычайно важно. Ведь не просто, я так понимаю, нужно и важно красиво
что-то изобразить, а важно донести до людей своё мнение о том, как ты
относишься к тому, что ты изображаешь: к природе, к человеку, к чему угодно.
Ведь,
кстати, фотография – тоже творчество, но тем не менее она – бум! – отображает что-то, реальный предмет, а художник всё-таки своё видение прежде всего хочет донести до зрителя, до другого человека. Здесь важен даже не тот предмет, который
изображён, а отношение человека, который изображает этот
предмет либо природу, да даже натюрморт. В этом тоже отношение художника к тому, что он делает. Важен сам
художник, его отношение к миру. Вот в этом, мне кажется, и есть суть, и это непросто сделать, я
так понимаю.
Важно иметь талант к тому, чтобы
изобразить, но ещё важнее смочь донести,
быть в состоянии донести до зрителя своё отношение к тому, что вы изображаете.
Это самое главное, самое сложное, но самое дорогое.
<…>