Первый
заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов информировал Владимира
Путина о ходе работы над законопроектом о технологической политике.
А.Белоусов: Уважаемый Владимир Владимирович!
По Вашему поручению Правительство
в мае текущего года приняло Концепцию технологического развития
и практически сразу же приступило к разработке закона
о технологической политике, который закрепляет основные идеи, основные концепты
этого утверждённого документа.
Надо сказать, что закон уникальный,
у нас такого закона до сих пор не было, есть понятные причины.
По сути дела, это закон о реализации технологического суверенитета.
Закон объёмный – где-то порядка 75
страниц, 10 глав, 46 статей. Но я хотел бы остановиться, наверное,
на трёх новеллах, которые в этом законе присутствуют.
Первая новелла. Очень важный момент,
с нашей точки зрения, – это так называемые проекты технологического
суверенитета. Речь идёт о крупнейших проектах – больше 10 миллиардов
рублей инвестиций, которые нацелены на создание конкретной продуктовой
линейки. Примерами таких проектов – сейчас Председатель Правительства
определил их, как только будет принят закон, порядка 10, – примерами таких
проектов являются станкостроение, микроэлектроника, беспилотные авиационные
системы, дизелестроение, отдельные виды химии, медицинская техника,
фармацевтика и так далее.
В чём их отличительное свойство? Когда
реализуется такой масштабный проект, там большое количество участников. Первое,
что, безусловно, в законе зафиксировано, – это наличие устойчивого
долгосрочного спроса со стороны, как правило, либо государства, либо
компаний с госучастием, что снижает риски реализации проекта для всех его
участников.
Второе – чётко прописан статус головного
исполнителя. У нас есть опыт гособоронзаказа с головными
исполнителями, он вполне себя оправдывает, в том числе как показывают
последние события. И здесь реализована та же самая схема:
может быть один головной исполнитель или несколько, но это должны
быть чётко зафиксированные компании, обычно частные компании, которые заключают
с носителями долгосрочного спроса долгосрочные контракты. Этот
долгосрочный контракт уже служит основой для привлечения мер государственной
поддержки, в том числе льготных кредитов, льгот и разных
инструментов, которые тоже в законе прописаны.
Далее. Обязанностью головного исполнителя
является формирование системы кооперации. И в рамках системы
кооперации – это тоже новелла этого закона – определяется
технологическая сетка, технологические карты, то есть перечень тех
критических технологий, которые необходимы для изготовления данной
продуктовой линейки высокотехнологичной продукции. И, таким образом,
определяются приоритеты научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских
работ. То есть у нас для критических технологий уже эти НИРы
и ОКРы появляются не по приоритетам, рождённым в тиши
кабинетов учёных или, прости господи, бюрократов, как я, а они идут
из вполне конкретных потребностей изготовления высокотехнологичной
продукции.
Далее. Регуляторное обеспечение, кадровое
обеспечение – это всё сводится в один большой проект. И примером
такого проекта, на котором мы отрабатываем технику, что называется,
является как раз проект – по Вашему поручению –
по беспилотным авиационным системам.
Вторая новелла – это проекты так
называемых сквозных технологий. То есть тех технологий, которые являются
прорывными сегодня, как правило, и будут определять облик производственных
систем в ближайшие годы, а иногда и десятилетия.
Классический пример, к которому мы уже
привыкли, – это искусственный интеллект. Но это не только
искусственный интеллект, это и новые материалы с заданными свойствами
или с программируемыми свойствами, это новое поколение накопителей
энергии, что крайне необходимо в совершенно различных отраслях жизни,
это биотехнологии, это поколение 6G-станций и так далее.
У нас уже есть опыт, тоже по Вашему
поручению, разработки таких технологий в рамках соглашений Правительства
с крупнейшими компаниями. Но опыт нескольких последних лет,
и особенно последнего года, показывает, что недостаточно правовой
базы для того, чтобы их реализовывать. И как раз закон эту брешь
закрывает, этот пробел, тем более что эти технологии естественным образом
перетекают в проекты технологического суверенитета, о которых я
сказал чуть раньше.
И третья новелла, которую тоже, Владимир
Владимирович, мы считаем очень важной, – это постановка
на прочную правовую базу развитие малых технологических компаний.
Само понятие «малая технологическая компания»
было введено в нашу правовую практику, в правовой оборот
в рамках закона, который был принят, опять же по Вашему
поручению, весной этого года. Но это, как говорится, был первый подход
к снаряду. Мы там определили, что такое эти компании, определили их критерии,
определили механизмы их отбора. Но этого недостаточно, потому что нужно
создать чёткую систему бесшовного развития и роста этих компаний, начиная
от технологических команд, от технологических стартапов до так
называемых крупных компаний-«единорогов», которые могут конкурировать уже
на глобальных рынках. Собственно, закон эти бреши закрывает.
Мы остановились на реестровой модели,
она себя показала вполне хорошо в части IT. Прототип электронной системы
уже создан на самом деле в Минэкономразвития, платформенной
информационной системы. Это государственная информационная система, где создаётся
реестр таких компаний. Такой реестр выполняет две функции: он служит
витриной для крупных инвесторов, для венчурных фондов, для институтов развития,
с одной стороны, и, с другой стороны, он обеспечивает
концентрацию мер поддержки и бесшовные возможности для роста компаний, для
увеличения объёмов их выручки.
Есть ещё целый ряд новелл, я просто
на них не буду останавливаться, скажу только, что сейчас закон
находится в высокой стадии подготовки. Я проводил согласительное совещание
по замечаниям Минфина, которых больше всего, как обычно. Мне кажется, мы
обо всём договорились, во всяком случае, формально этот этап прошёл.
Несколько дней назад проводил совещание
с правоохранительными органами в части так называемого права
на риск, что является очень важным элементом этого закона, и тоже мы
нашли общее понимание и с Федеральной службой безопасности,
и с Министерством внутренних дел. Кое-что сейчас доделываем,
но в общем решения там все найдены.
Должен сказать, что в разработке этого
закона участвовало очень большое количество людей, участвовали эксперты,
Российская академия наук принимала очень живое участие, участвовали
представители инновационных компаний, депутаты, члены Совета Федерации.
В.Путин: Очень важно. Я прошу Вас, продолжайте этим заниматься, с тем
чтобы он у нас не ушёл куда-нибудь «вправо».
Спасибо большое.
<…>