Встреча с Министром культуры Ольгой Любимовой

Владимир Путин провёл рабочую встречу с Министром культуры Ольгой
Любимовой. Глава ведомства информировала Президента о работе в новых
субъектах Федерации, а также о планах по открытию музейно-выставочных объектов
в регионах.

В.Путин: Ольга Борисовна,
давайте начнем с того, что в регионах происходит
по линии Вашего министерства.

О.Любимова: Я позволю себе начать
с нашей работы в новых регионах.

В.Путин: Пожалуйста.

О.Любимова: Это новая для нас
задача. У нас 13 тысяч новых коллег, наших
деятелей культуры, которые присоединились к нам: мы трудимся вместе исправно и по самым разным направлениям.

У нас немножко больше тысячи библиотек, почти тысяча домов
культуры, почти 160 детских школ искусств и 77 музеев. По всем этим направлениям мы начинаем
планомерно работать так же, как в национальном проекте «Культура» со всеми регионами мы начинали
трудиться, постепенно делая и детские
культурные центры в библиотеках, в музеях, в домах культуры, перезапуская это
инфраструктурно, делая различные ремонты и добавляя
мультимедийную составляющую.

Параллельно,
конечно же, все наши коллеги, которые
трудятся в этих учреждениях культуры, учатся вместе с нами, с федеральными музеями и театрами, которые оказывают
шефскую поддержку: и современному общению с молодежью, и экскурсиям, и совершенно иной подаче материала вместе с мультимедийной составляющей, когда
появляются большие проекторы, экраны,
лазерные указки. Вместе с этим приходят и новые методики, так что вместе учимся.

Наши
коллеги приезжают к нам, были в Туле и в Нижнем Новгороде. Ежеквартально мы встречаемся, фактически узнаем друг друга и радуемся вместе каким-то удачам, обсуждаем
наши планы.

Когда
мы начали работу, на четыре региона было два работающих кинозала.

В.Путин: Да ладно.

О.Любимова: Так и есть. И старшее
поколение, и молодежь были лишены возможности
вообще какое бы
то ни было кино смотреть.

В.Путин: Два кинозала на четыре…

О.Любимова: Да, два кинозала на четыре региона было. И даже отдельно есть Шахтерский колледж [кино и телевидения имени А.А.Ханжонкова], где
ребята учатся кино, а кинозала у них своего не было, например.

Сейчас
в новых регионах 51 кинозал и,
соответственно, два, даже три направления
нашей работы. Очень важно, чтобы и молодые люди, и старшее поколение имели возможность приходить на те же фильмы,
которые идут сейчас во всех остальных регионах.
С этим мы справляемся. Вместе обсуждаем премьеры – что-то больше нравится, что-то меньше.

Параллельно
[пользуется] большим спросом – тут нам в помощь и Мосфильм, и Госфильмофонд – оцифрованная, в великолепном качестве и с хорошим звуком наша
общая классика советского кинематографа, которая очень востребована. Когда появляется кинотеатр, появляется точка
притяжения, в выходные можно прийти всей семьей.

140
цирковых выступлений в Мариуполе и Луганске. Это больше 70 тысяч зрителей; дети, которые никогда не были в цирке,
встречаются и, конечно, радуются вместе с нами. Уже почти 150 гастролей мы привели, 50 регионов принимают в этом участие.
Они и приезжают, и принимают потом с гастролями те коллективы, которые годами не имели возможности
выезжать.

Очень
большое количество разных выставочных проектов:
от краеведческих музеев до очень важного для нас направления работы вместе с Министерством просвещения – выставочных
проектов в школах.

(Демонстрирует презентацию.) Слайд, который перед Вами, –
это программа работы деятелей культуры. Наши
федеральные театры (их 21) делятся с десятью
театрами новых регионов: они уже передали
1500 костюмов, декораций, реквизитов, сценического оборудования. Появилось четыре новых спектакля.

Наши
прославленные оркестры передали 120
замечательных музыкальных инструментов, 200 новых костюмов. У нас две филармонии
оборудованы и полностью снабжены музыкальными
инструментами, а в Херсонской области появился духовой
оркестр: 9 мая они первый раз исполняли гимн,
играли на площади песни военных лет, хорошо
знакомые людям самого разного возраста.

Конечно,
очень важно – это комплекты светового оборудования.

Что
по линии Министерства культуры нам кажется тоже очень необходимым для новых регионов. Мы ежегодно
будем вывозить десять тысяч детей – в этом
году в Москву, Санкт-Петербург, Тулу, Калугу. По самым разным направлениям: это объекты культурного наследия, космос, история, кино, театр, возможность сходить
вместе на концерт, просто приехать на неделю,
нашу общую страну посмотреть. Открываются совершенно
недоступные раньше возможности, а у нас открывается
огромный фронт работы, которому мы, конечно, рады.

Ещё
одно важное направление, которое мы начали разрабатывать в федеральных музеях, – это детские центры. Чтобы
любой музей воспринимался не как место, куда
ты пришел первый раз, когда пошёл в школу, и второй раз, когда стал студентом, и, может быть, один раз своего ребёнка привёл,
а как место, куда ребята постоянно приходят, как
в кружки. У нас сейчас уже 13 таких центров; в начале 2024 года все музеи будут с такими
детскими центрами.

Вот
сейчас, например, в Геническ Херсонской области приехали молодые ребята из «Фанагории»
Краснодарского края: привезли мастер-классы,
собрали детей начальных классов. Вот этот первый
разговор в игровой форме (через лепку, через рисунок, через доступное и понятное) об истории мировой и отечественной
культуры – это большая радость для семей, потому что есть возможность отвести ребенка на вторую половину дня, чтобы он действительно занимался
делом, чтобы была возможность куда-то сходить. Это, конечно, серьезный, очень правильный рывок вперед для сотрудников учреждений культуры.

В.Путин: Я понимаю.

О.Любимова: И так по всей стране. Например,
ты приезжаешь в Кижи, и там молодая карелка,
сотрудница Кижского музея-заповедника, с гордостью показывает девчонкам из Донецка, как проводить
мастер-класс. Мы друг с другом перемигиваемся, я говорю: «Скоро и вы так будете». Мы так все это и делаем.

Все
это было возможно в таком темпе только
благодаря тому, что перед этим три года мы трудились с нашими остальными
регионами в рамках национального проекта
«Культура».

В.Путин: (Цитирует презентацию.) «Краеведческий музей, открыт 5 сентября в ЛНР музеем-заповедником «Петергоф»…».

О.Любимова: Да. «Петергоф» привозит все это оборудование, расставляет
пуфики, свет, мультимедиа. Каждый берет на себя ответственность: например, Краснодарский
край, «Фанагория» – за Геническ. У каждого
свое направление.

А это – наш национальный проект. Именно опыт
работы во всех регионах, который дал
национальный проект, наша инфраструктура и все особенности, специфика работы с небольшими учреждениями культуры (не с федеральными крупными, а с самыми маленькими), – это дало возможность новым
регионам естественно влиться в общую
культурную среду.

Впереди
еще очень много задач. Тем не менее регионы очень
активно работают и любят национальный проект «Культура», что, конечно, нам очень дорого.

Одну
строчку упомяну. В конце 2024 года мы в рамках национального проекта «Культура» отремонтируем
72 детских театра. Все губернаторы говорят, что такого не было не с 80-х годов,
а с 60-х годов ХХ века. Фактически все это время как-то на ладан дышали эти замечательные,
любимейшие местными жителями пространства,
куда они сейчас приходят и говорят: «Мы никогда не знали, что тут такой
красивый особняк, что это замечательный
комфортный зал уже с современными возможностями».

Если
говорить о современных возможностях и о больших открытиях, которые мы планируем: мы очень плотно работаем в Рязанской области с командой Павла Малкова, в конце года у нас
открывается большой музейный центр Рязанского
историко-архитектурного музея-заповедника. Сложный,
очень яркий, очень современный проект, 20 тысяч квадратных метров, десять выставок в год, огромные девять выставочных залов.
Планируем 200 тысяч посетителей в год тоже за счет того, что [будут] и детский центр, и планетарий, и эколаборатория. С одной стороны, самые разные павильоны, связанные
с естествознанием, – и «Космос», и «Зарождение Земли». Есть с чем поработать
с педагогами из школ, из техникумов. Можно приходить и знакомиться с природой Рязанского края, с его
фантастической культурой и наследием и богатейшим
наследием фонда музея-заповедника.

Второй
очень крупный объект после новогодних
праздников: музейно-театральный квартал «Бахрушинский музей» – это в самом центре Москвы, на Павелецкой площади. 1,5 гектара
благоустроенной территории и 8300 [квадратных
метров] – экспозиционная площадь. Очень
большой, яркий проект, по факту наша уникальная
коллекция истории театра, начиная с Алексея Михайловича и заканчивая нашими выдающимися деятелями отечественного театра,
отечественной сцены.

Несколько
слов не могу не сказать о поддержке российского
кино. Вы знаете, что очень многих волновала судьба
российских кинотеатров:
как же у нас получится вообще прожить без
американского кино, что российский зритель не очень любит российское кино… Мы точно знаем, что никого не заставишь пойти на фильм, который ты не хочешь смотреть.
В 2020 году на российское кино ходило 42,5
миллиона зрителей, а теперь, в 2023 году – 87. Для
нас это очень важная цифра и показатель, потому что мы знаем, что невозможно загнать в кинотеатр силой. Невозможно
развесить рекламу на улицах города какого-то плохого фильма, на который потом бы пошли: это складывается именно из сарафанного радио.

И мы знаем, что такой охват – это именно когда кинотеатрам стали доверять и начали ходить всей семьей, когда бабушку с дедушкой приглашают пойти вместе, когда первое свидание
происходит в кинотеатрах. Это то, к чему мы так стремимся.

Плюс
Вы дали поручение тогда, и много звучало слов совершенно справедливой критики, что практически нет детского,
семейного кино. Буквально три года прошло с тех пор, Фонд кино получил дополнительное финансирование,
и появились большие проекты, в первую очередь связанные
с нашим общим прошлым.

В.Путин: Посещаемость все равно
больше чем в два раза увеличилась.

О.Любимова: Да. Были страхи про
то, что кинотеатры закроются, но кинотеатров стало
больше. На данный момент осуществляется показ в 5550
кинотеатрах, а из них мы создали еще отдельную государственную сеть, хотя говорили, что это рудименты, зачем нужна
государственная сеть, все только в бизнес и так далее. Тем не менее это невероятно важное пространство в муниципалитетах в рамках национального проекта – 200 залов
в год. К 2024 году – почти полторы тысячи кинозалов, где мы формируем самые
разные репертуарные, очень интересные программы.

Еще
одно поручение, которой прозвучало в этом
кабинете, – возможность создать новую
институцию детского культурного форума. Совсем скоро в Санкт-Петербурге
(состоится) – мы очень ждем – Международный
культурный форум. А это – наши участники, которых
ежегодно принимает Третьяковская галерея. Три дня, это очень серьезный труд: ребята из 89 регионов, еще из 13 стран приезжают самые юные деятели
культуры. Они делятся с нами своими успехами, ставят
перед нами очень острые вопросы, представляют свои проекты. Каждый регион присылает свой проект, и, на самом деле, на великолепном русском языке. Безумно
энергичные ребята, которые болеют за свое любимое
дело. Это наше будущее, это те, кому мы будем аплодировать совсем скоро.

Рады,
что раз в год у нас есть возможность с ними собраться, как и возможность провести в Санкт-Петербурге большой
международный цирковой фестиваль, который тоже появился не так давно. По-прежнему наших деятелей
циркового искусства не пускают за рубеж на самый известный цирковой фестиваль в Монте-Карло.
К нам приезжают в цирк Чинизелли в Санкт-Петербург с удовольствием. Мы
стараемся делать это праздником и для
циркового сообщества – 16 стран приехало, – с другой стороны, это 15 тысяч зрителей,
билетов не достать, огромный праздник в городе.

Еще
что касается международки. По Вашему поручению мы начали поддерживать русские
театры за рубежом. 150 русских театров в 43
странах мира играют на русском языке русскую классику.
Это для нас большая честь и возможность поддержать
наших коллег в Абхазии, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане,
Узбекистане, Южной Осетии. Мы вместе выбираем
постановки. У нас впереди юбилейный год Александра
Сергеевича Пушкина, этот год – 200-летие
Александра Николаевича Островского, поэтому вместе выбираем материал. Они выбирают, что ближе, интереснее поставить.
В этом году уже появилось 15 спектаклей в восьми странах, в девяти странах мы планируем 30
спектаклей в 2024 году и далее по нарастающей. Нам
есть с кем работать и действительно это большая радость, что есть такая
возможность.

<…>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *