Владимир Путин провёл
рабочую встречу с генеральным директором Государственной корпорации
по космической деятельности «Роскосмос» Юрием Борисовым.
В.Путин:
Вчера на форуме АСИ – наверное, Вы обратили внимание – обсуждался вопрос о создании и использовании низкоорбитальной группировки – это до 200 километров,
да?
Ю.Борисов:
Да.
В.Путин:
Там проблемы, связанные с двигателем прежде всего, чтобы держать эту высоту.
Ю.Борисов:
Да.
В.Путин:
Это частные компании. Мы с Вами недавно говорили об этом, и Вы сами сказали,
что нужно как раз частные компании привлекать к этой работе – не к этой, а вообще к космосу.
Как Вы оцениваете то предложение, которое вчера прозвучало? Я знаю, что заделы-то сделаны.
Ю.Борисов:
Есть, Владимир Владимирович. Во-первых, мы вчера сразу же связались с Вячеславом Тёмкиным – это учёный из Сергиева Посада, он активно работает с Физтехом. Мы об этих работах знаем, но тем не менее еще дополнительно с ним
встретимся и обсудим все его заделы.
Он абсолютно прав, что
интерес к низким орбитам – 200 километров – сегодня очень высок, потому что,
скажем, разрешение оптики с этой орбиты и с 500 километров, естественно, отличается:
на 200 – лучше.
Но там существуют
объективные проблемы существования группировки на этих орбитах, потому что на орбитах 200 километров разряженная атмосфера, движение баллистическое
совершенно отличается от того, что на 500 километрах. Приходится удерживать
космический аппарат на заданной орбите как раз за счет этих плазменных малых двигателей.
Там есть и другого рода проблемы: атомарный водород активно действует на работоспособность солнечных батарей. В общем, это основные проблемы, непростая
это задача. Тем не менее ученому надо сказать большое спасибо, что он привлек
Ваше внимание к этой проблеме.
У нас, действительно,
наработаны, пожалуй, одни из лучших в мире компетенций по созданию подобных
двигателей. Наше предприятие «Факел» в Калининграде выпускает широкую
номенклатуру подобных двигателей, они пользуются спросом не только у нас в стране, но и за рубежом: до последнего времени западные компании активно
приобретали эти двигатели – в частности, группировка OneWeb формировалась в том числе с участием этого предприятия, которое поставляло эти двигатели.
Сегодня в условиях
санкций мы переориентировались, интерес к этим двигателям очень серьезный в странах Азии, Китая, Индии, Африки – об этом я Вам дополнительно расскажу, по поводу своих поездок в Африку.
Поэтому коллега
абсолютно прав, мы найдем возможность поддержать всё его исследование. Он в нужном направлении и правильно обратил Ваше внимание на эту проблему. Работаем
над ней.
Продолжение следует.