Владимир
Путин по видеосвязи провёл совещание с членами Правительства. Основная
тема обсуждения – реализация Послания
Президента Федеральному Собранию.
В.Путин: Уважаемые коллеги,
добрый день!
Предлагаю сегодня поговорить о наших планах в связи с Посланием Федеральному Собранию, в котором была, как
известно, сформулирована программа
национального развития. Фактически это комплекс, план действий, который предстоит
реализовать в ближайшие годы и в среднесрочной перспективе.
Конкретные цели поставлены в сфере демографии, здравоохранения, образования, воспитания
детей и молодёжи, подготовки кадров. Обозначены
предметные задачи по укреплению технологического суверенитета страны и формированию новых цифровых платформ, благоустройству
городов и сельских населённых пунктов, развитию транспортной и другой инфраструктуры.
По этим и другим ключевым направлениям уже со следующего года должны быть запущены новые национальные проекты.
И вот в этой связи что хотел бы добавить: у нас база для этого создана достаточно устойчивая, надёжная, а тенденции, которые
мы сейчас наблюдаем в экономике, дают основания полагать, что всё это
действительно реализуемо и что планы, о которых мы говорили, реализуемы.
Вы знаете, что за февраль у нас рост цен
сокращается, инфляция стабилизируется – за февраль было 0,7 процента, за первые
пару недель текущего месяца вообще в ноль инфляция ушла. Понятно, что в недельном измерении это всё очень приблизительно, всё волатильно, но тем не менее это так, как есть. Рост экономики за январь – 4,6 процента. Рост ВВП за прошлый год был 3,6 [процента], в целом весьма удовлетворительно, хороший
показатель, за январь – 4,6 [процента], тоже понятно, что это только начало
года. Если в чём-то ошибаюсь, коллеги поправят, но сами тенденции, которые
сейчас наблюдаем, дают основания полагать, что планы, предложенные в рамках
Послания Федеральному Собранию, вполне реализуемые. И к работе этой нужно
приступать немедленно.
При этом важно обеспечить детальное
планирование всех элементов каждого национального проекта. Такое планирование
должно объединять в одной логике действия всех уровней власти от муниципального
до федерального; всю работу – от принятия стратегических
решений до их практического воплощения в конкретном населённом пункте.
С учётом, конечно, уже имеющегося у Правительства опыта нужно выстраивать именно целостную систему
управления национальными проектами, использовать цифровые инструменты контроля по их реализации и за результатами их реализации, опираться на мнение граждан, как мы
постоянно об этом говорим, на обратную связь с обществом. Все национальные проекты
должны быть направлены на достижение национальных
целей развития, какой-либо узковедомственный подход здесь абсолютно недопустим.
И, повторю ещё раз, задача Правительства – обеспечить слаженное взаимодействие, тесную координацию органов
власти, отраслей экономики и социальной
сферы, представителей бизнеса, науки, образования,
деловых объединений, других институтов гражданского общества. И конечно,
значимую, во многом ключевую роль в подготовке и реализации нацпроектов должны играть субъекты Федерации.
В этой связи предлагаю в мае текущего года
провести совместное заседание Государственного Совета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам с участием глав регионов, где, думаю, будет уместно обсудить, как предстоит решать поставленные задачи, что
называется, на земле, применительно к конкретным субъектам Федерации. Какие дополнительные
инструменты необходимы, чтобы добиться практических, ощутимых результатов,
которых ждут граждане России.
Прошу Правительство
уже до конца апреля определиться с основными подходами и принципами реализации новых национальных проектов. Также
отдельно обсудим этот вопрос на ближайших встречах.
Знаю, что коллеги в Правительстве такую работу уже начали. Мы
с Председателем Правительства встречались вчера, обсуждали этот вопрос. Думаю,
нужно переходить к практической работе по каждому направлению.
Пожалуйста, давайте начнём сегодняшнее наше
обсуждение.
Передаю слово Первому заместителю Председателя Правительства Андрею Рэмовичу
Белоусову. Пожалуйста.
А.Белоусов: Уважаемый Владимир
Владимирович!
Уважаемый Михаил Владимирович!
Уважаемые коллеги!
В Послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию сформулирована
ключевая цель, которую необходимо достигнуть в экономической сфере, – к 2030 году наша страна
должна войти в четверку крупнейших экономик
мира.
Сегодня, как известно, по размеру
валового внутреннего продукта по паритету
покупательной способности российская экономика занимает пятое место. Расчеты показывают, что Россия может стать
четвертой экономикой в мире, опередив Японию,
при условии сохранения устойчивого роста не менее 2 процентов в год, с постепенным ускорением к концу периода
до 3 процентов. Всего за период до 2030 года
нужно увеличить ВВП страны примерно на 20
процентов.
Хотел бы кратко остановиться на пяти основных механизмах, которые позволят
это сделать.
Первый – это повышение
производительности труда, то, о чем много
говорилось в Послании. В условиях дефицита кадров
это критически важно. Кроме того, только за счет высокого уровня производительности труда возможно обеспечить устойчивый рост
реальной заработной платы в экономике, а значит, и потребительского спроса на российские товары и услуги.
Для
этого планируется, во-первых, провести масштабный реинжиниринг бизнес-процессов
на предприятиях базовых несырьевых отраслей
экономики и социальной сферы на основе
современных принципов бережливого производства. Работа будет проведена силами
уже созданного Федерального центра
компетенций и 60 региональных центров.
К 2030 году проект охватит не менее 12 тысяч предприятий, в два раза
больше, чем на текущий момент, и все 288
тысяч учреждений социальной сферы. Опережающий
прирост производительности труда на предприятиях, охваченных данной программой,
должен вырасти на 5 процентов по сравнению со среднеотраслевым показателем.
Во-вторых,
расширить использование преимуществ цифровых решений. Ключевую роль здесь
играет запущенная осенью прошлого года
платформа лучших практик отечественных цифровых решений «Эффективность.рф». По сути, это
удаленный консалтинг по организации процессов
цифровой трансформации компаний.
К 2030 году на платформе будут
представлены около 600 сервисов и типовых решений. Ожидаем, что это в 2,5 раза увеличит количество
цифровых решений, которые будут использованы на предприятиях – участниках нацпроекта по производительности труда.
Второй
механизм – это обеспечение роста инвестиций. Сегодня инвестиционная активность
находится на высоком уровне, отражая масштабы
начавшейся структурной перестройки экономики.
Исходя из данных за прошедший год, инвестиции в основной капитал увеличились на 9,8 процента, почти втрое опережая рост ВВП. Задача –
сохранить опережающий рост инвестиций на протяжении всего периода 2025–2030 годов.
На чем планируется сосредоточиться? Во-первых, на обеспечении предсказуемости
условий для инвесторов. В этих целях запущены
соглашения о защите и поощрении капиталовложений,
которые стабилизируют условия реализации проекта и позволяют инвестировать в инфраструктуру за счет будущих
налогов. В 67 действующих на текущий момент
СЗПК зафиксированы инвестиционные обязательства на сумму около 4 триллионов рублей. К 2030 году планируется удвоить количество заключенных
соглашений до 150 СЗПК с общим объемом
инвестиций порядка 7 триллионов рублей.
Во-вторых,
планируется продолжить работу по внедрению регионального инвестиционного
стандарта. Инструмент создает четкие правила
и инфраструктуру поддержки инвесторов в регионе.
Успешный результат его внедрения подтверждается итогами национального рейтинга состояния инвестиционного климата, ежегодно
разрабатываемого ведущими предпринимательскими
объединениями и Агентством стратегических инициатив. Сегодня региональный инвестиционный стандарт внедрен в 85 субъектах и подтвержден бизнесом.
В 2023 году к этой работе подключились
четыре новых региона: Луганская и Донецкая Республики, Херсонская и Запорожская
области, которые внедрят этот инструмент к июню 2024 года.
В-третьих – стимулирование инвестиций через предоставление инвестиционного
налогового вычета. Это один из механизмов
поощрения инвестиционной активности в регионах. Предприниматели смогут уменьшать размер налога на прибыль в региональный бюджет на сумму до 90 процентов от объема инвестиций, а регионам компенсируют до двух третей выпадающих доходов. Это
согласовано с Антоном Германовичем
Силуановым.
При предоставлении инвестиционного
налогового вычета планируется перейти на проектный подход. Соответствующие изменения в Налоговый
кодекс внесены. С 1 января текущего года регионы вправе принимать законы о возможности применять инвестиционный
налоговый вычет по новому основанию.
В-четвертых – обеспечение устойчивости финансового рынка, который позволит трансформировать
сбережения в инвестиции в российскую
экономику. Капитализация российского
фондового рынка в 2023 году составила около 34 процентов ВВП. К 2030 году она должна достичь
66 процентов.
С 1 января текущего года
заработала Программа формирования долгосрочных
сбережений граждан, запущен новый тип
индивидуальных инвестиционных счетов, упрощен доступ на финансовый российский
рынок иностранных финансовых организаций из дружественных стран. Эти и целый ряд других мер нашли отражение в Стратегии
развития финансового рынка Российской
Федерации до 2030 года, обновленной
Правительством в декабре 2023 года.
Третий механизм – это поддержка и наращивание несырьевого
неэнергетического экспорта на рынках
дружественных стран. В соответствии с Посланием объем несырьевого
неэнергетического экспорта должен увеличиться не менее чем на две трети, а экспорт продукции АПК – в полтора раза. Это
очень высокая, амбициозная цель.
Поддержка компаниям-экспортерам
будет оказываться на всех этапах жизненного цикла экспортного проекта.
Продвижение российской продукции на внешних рынках будет обеспечено предоставлением льготного и инвестиционного,
предэкспортного и торгового финансирования.
Будет уделяться особое внимание
продвижению российских товаров и брендов под
эгидой программы «Сделано в России». В начале этого года в Китае
состоялся первый фестиваль-ярмарка
«Сделано в России», который имел значительный успех.
Адаптировать продукцию под
требования новых рынков российским производителям
помогут в рамках мероприятий по сертификации и омологации товаров.
Важнейшей задачей является
формирование необходимой инфраструктуры не только внутри страны, но и на территории дружественных стран. Планируется оказывать содействие частному бизнесу в создании за рубежом транспортно-логистических центров,
промышленных зон, необходимых портовых, складских и демонстрационных мощностей.
При этом российским экспортерам будет также
компенсироваться часть транспортных расходов.
Четвертый механизм ускорения роста – поддержка малого и среднего бизнеса. К 2030 году стоит задача по увеличению выручки МСП
на одного работника не менее чем на 23 процента по сравнению с 2023 годом. Это выше темпов роста валового
внутреннего продукта в 1,2 раза.
В первую очередь рост показателя
будет обеспечен за счет расширения финансовых
мер поддержки, льготного лизинга промышленного
оборудования, стимулирования закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП. Этими мерами поддержки будут охвачены более 1,5 миллионов
предпринимателей.
Продолжим развитие и качественной
инфраструктуры. Дополнительно создадим не менее 100
индустриальных технопарков (сейчас их 45).
Наряду с этим планируем интегрировать малый бизнес в активно развивающуюся
сегодня сеть промышленных парков.
Обеспечим оказание более широкого
спектра услуг центрами «Мой бизнес».
Сегодня такие центры представлены в 84 регионах страны.
Создадим единую цифровую систему
мер федеральной и региональной поддержки малого
бизнеса, объединив их на базе цифровой платформы «МСП.рф».
Планируем к 2030 году кратно увеличить показатель охвата
с 700 тысяч пользователей до порядка 2 миллионов.
Ставим
задачу по стимулированию малого бизнеса выходить на мировые рынки за счет расширения инструментов поддержки Группы
Российского экспортного центра и размещения продукции
субъектов МСП на международных маркетплейсах.
Остроактуальной на шестилетнем
горизонте остается задача по упрощению условий
создания нового бизнеса. На сегодняшний день в России ежегодно создается около миллиона новых компаний
МСП, то есть чуть более 17 процентов к среднегодовой численности всех МСП.
Планируем к 2030 году поднять это значение почти до 20 процентов. Эта
задача будет решаться за счет адаптации финансовых мер поддержки для начинающих предпринимателей. Будет существенно
расширен их доступ к перечню финансовых механизмов,
таких как микрозаймы, гранты и «зонтичные» поручительства. Продолжим работу и по оптимизации отчетности.
И, наконец, пятый механизм – это реализация проектов импортозамещения.
Безусловно, само по себе импортозамещение не является самоцелью, однако в разумных пределах оно решает сразу две задачи:
экономического суверенитета и стимулирования роста.
Задача импортозамещения будет выполняться с помощью двух основных групп
мер.
Первая – это системные меры импортозамещения для широкой номенклатуры
продукции. Среди них: льготные кредиты, в том
числе в рамках кластерной инвестиционной платформы и Фонда развития промышленности, а также субсидии для
НИОКР.
Вторая группа мер – это запуск проектов технологического суверенитета, о которых шла речь в Послании. Каждый из них
нацелен на производство конкретных линеек высокотехнологичной
продукции на основе собственных линий разработки. Эти проекты отличаются обеспечением гарантированного спроса заказа на разработку критических технологий, подготовку
кадров и предоставление специальных мер поддержки. Предварительно
таких проектов будет 12. В их числе: станкостроение и робототехника, новые материалы и химия,
обеспечение продовольственной безопасности,
новые медицинские технологии. Курировать их будут профильные заместители
Председателя Правительства.
Уважаемый Владимир Владимирович,
реализация указанных механизмов позволит
российской экономике не только ответить на текущие и будущие вызовы, но и выйти на траекторию дальнейшего устойчивого
роста, обеспечить достижение ключевых целей,
обозначенных в экономической части Послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию.
Благодарю за внимание.
В.Путин: Спасибо.
У нас в прошлом году сколько было
создано новых малых предприятий? По-моему, 1 миллион
200 тысяч.
А.Белоусов: Порядка 1,5 миллионов, где-то в районе этого.
Прошлый год в этом отношении был
уникальный. Мы планируем сохранить эту
тенденцию сегодня. Но поддержать ее можно
только за счет новых инструментов, которые мы сейчас разрабатываем.
В.Путин: Да, он действительно был уникальным, потому что замещали то,
что ранее производилось иностранными участниками
рынка экономической деятельности. Заместили, на мой взгляд, очень достойно. По многим направлениям
даже улучшили и качество, и сроки поставок на рынок. Хорошо поработали.
Спасибо.
Естественно, основные задачи, которые мы решаем в сфере
развития экономики, они в конечном итоге
должны отражаться на том, как люди живут, а это вся социальная сфера, здравоохранение, образование, помощь семьям с детьми, культура. Здесь у нас тоже большие планы.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), пожалуйста.
Продолжение следует.