Совещание по развитию беспилотной авиации

Президент в режиме видеоконференции провёл совещание по развитию беспилотной авиации.

В.Путин:
Уважаемые коллеги, добрый вечер!

Поскольку мы работаем уже достаточно долго и время
позднее, предлагаю работать слаженно, конкретно. Мы все в материале, только что
разговаривали с представителями бизнеса, который работает в сфере беспилотной
авиации, и нет необходимости сейчас лишний раз говорить, насколько это важная
сфера для страны.

Речь прежде всего сегодня должна идти на нашем совещании
о том, что мешает развитию беспилотной авиации. Здесь прежде всего речь идёт об устаревших регуляторных правилах, об отсутствии необходимой инфраструктуры и об управленческих шаблонах и стереотипах, когда мы действуем по старым лекалам и считаем, что, работая таким образом, мы обеспечиваем необходимую безопасность,
но сдерживаем при этом развитие.

Сегодня детально остановимся на прозвучавших инициативах
бизнеса, подавляющее большинство коллег сейчас присутствовали на этой встрече. Эти
предложения – наряду с конкретными решениями, которые бизнес формулирует, –
должны найти своё отражение в национальном проекте по развитию беспилотной
авиации, беспилотных авиационных систем. В конце прошлого года, вы знаете, уже
было поручение Правительству разработать и запустить такой проект как можно
быстрее.

Задача нового национального проекта – использовать весь
технологический потенциал перспективной индустрии для укрепления безопасности
страны, для роста эффективности отечественной экономики, для повышения качества
жизни людей.

И, подчеркну, в самых разных областях авиабеспилотники
должны открывать принципиально иные, недоступные на прежнем технологическом
уровне возможности. Так, предстоит широко задействовать беспилотные авиасистемы
для освоения, развития наших огромных пространств, в том числе для быстрой
доставки продовольствия, медикаментов, оказания почтовых и других востребованных
социальных услуг.

В ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль состояния промышленных объектов,
трубопроводных систем, линий электропередач, практически всей критически важной
инфраструктуры, вести мониторинг лесов, – правда, это и так делается уже
отчасти, но всё это в небольшом и слишком скромном размере, – а возможности
здесь колоссальные по контролю над всеми другими экосистемами. Помогать необходимо
с помощью этих систем, своевременно предотвращать и ликвидировать чрезвычайные
ситуации – мы о них хорошо знаем.

Конечно, сейчас тоже говорили частично о возможностях
широкого использования беспилотного авиационного транспорта в сельском
хозяйстве. Без всяких сомнений, это будет повышать эффективность и конкурентоспособность нашего сельского хозяйства, которое эффективно и хорошими
темпами развивается.

В целом же, по оценкам экспертов, – мы сейчас тоже говорили
об этом, на выставке говорили об этом, – объём отечественного рынка только
гражданских беспилотников оценивается теми, кто эту информацию предоставлял, в 500 миллиардов рублей. Но на моё замечание о том, что это будет минимум
триллион, никто возражать не стал. Так, скорее всего, оно и будет.

Важно, что российские компании в сфере беспилотной
авиации демонстрируют множество технических решений. Это и различные типы
дронов, и разработки в области инфраструктуры для их безопасного использования в нашем воздушном пространстве, а также целый ряд инноваций в смежных областях,
включая искусственный интеллект и другие сквозные технологии. Но это всё так
взаимосвязано, что, скажем, некоторые направления развития беспилотной авиации
без искусственного интеллекта просто и перспектив-то не имеют. Поэтому эта
синергия она чрезвычайно важна и интересна.

Убеждён, что в такой критически значимой сфере, как
беспилотная авиация, у нас есть потенциал, чтобы обеспечить необходимый уровень
технологического суверенитета. Честно говоря, это как раз та сфера, где мы
можем и должны не просто импортозамещать что-то, а идти на шаг впереди – на шаг
впереди наших конкурентов. Сегодня представители бизнеса как раз уже и говорили
о том, что такие возможности есть. По сути дела, наши производители ушли на корпус вперёд от своих конкурентов, и их, конечно, надо поддержать.

Для этого нужно максимально локализовать разработку и производство собственных прорывных технологий и элементной базы, поставить
выпуск перспективных, конкурентных моделей на поток. Нужно помочь
технологическим компаниям, стартапам, малым и средним компаниям в прямом и переносном смысле этого слова расправить крылья, чтобы у нас были свои
национальные чемпионы – лидеры отрасли как на отечественном, так и на глобальном рынках – и чтобы наши, российские беспилотники широко применялись и покоряли небо в самом широком смысле этого слова.

На что хотел бы обратить внимание – дополнительно и особо.

Первое. Необходимо снимать устаревшие административные,
регуляторные, другие барьеры – сейчас только все предприниматели об этом и говорили, без ущерба, конечно, для безопасности сформулировать современные,
чёткие и прозрачные правила для индустрии беспилотных летательных аппаратов.
Хотелось бы сегодня услышать ваши предложения, уважаемые коллеги. Для того,
чтобы обеспечить эту безопасность, здесь тоже нужно переходить на новые
технологические решения и прежде всего на цифровые решения.

В этой связи второе. Деятельность как раз цифровой
авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире, ещё раз повторю,
внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий
искусственного интеллекта цифровые платформы – об этом мы тоже сегодня много
раз говорили. Они будут решать задачи хранения, обработки и анализа данных,
получаемых с беспилотных авиационных систем.

И главное, такие платформы не только повысят уровень
безопасности, о чём я только что сказал, – они позволят радикально, в разы упростить,
ускорить многие, многие процессы, включая выдачу различных разрешений и процедуры контроля дронов в воздухе, использование цифровых двойников вместо
так называемых натуральных испытаний. Сегодня тоже об этом говорили и, на мой
взгляд, говорили достаточно убедительно.

Третье. Это формирование кластерных площадок производства
беспилотных авиационных систем и наземной инфраструктуры для них. Примером
здесь является создаваемый здесь, в Москве индустриальный парк «Руднёво».
Сергей Семёнович [Собянин] сегодня подробно рассказывал, о чём идёт речь, и,
честно говоря, как в народе говорят, сердце радуется, когда смотришь на такие
масштабы развития – они действительно впечатляют, без всякого сомнения.

Столичный опыт, безусловно, нужно активнее распространять
и в других регионах России, в том числе в рамках научно-производственных
центров обеспечивать условия для проектирования и испытания новых разработок.

Далее. Важнейшее условие развитие отрасли – это
формирование спроса на отечественные беспилотники, прежде всего за счёт
государственного заказа, и не в последнюю очередь, а может быть, даже в первую
очередь – гражданского заказа. Потому что ясно – сейчас у всех это на устах – в военной сфере беспилотники востребованы, широко используются, но по-настоящему
рынок, конечно, в гражданской сфере, там этот триллион, о котором я сказал
чуть-чуть выше.

Ещё один замечательный механизм расширения спроса – это
создание специальных операторов, которые будут осуществлять крупные закупки и затем предоставлять в лизинг беспилотные летательные аппараты. Евгений Иванович
[Дитрих] тоже сегодня говорил и предлагал свою компанию сделать ключевой по этому направлению. Здесь нужно помогать бизнеса на всех уровнях – на государственном, на федеральном, на региональном и муниципальном.

Здесь, как и по всем другим направлениям развития
беспилотных авиасистем, нужно не допустить создания монополий, сохранить
конкурентные принципы работы отрасли, основанные на балансе интересов
предпринимателей, инвесторов и государства.

Далее. Надёжный, устойчивый спрос на продукцию
высокотехнологичного бизнеса – это, по сути, системная финансовая поддержка
отрасли. Тоже по тому или другому поводу об этом сегодня неоднократно говорили.

Вместе с тем, разумеется, нужно запускать и другие
механизмы. Имею в виду прежде всего венчурные и прямые инвестиции, которые в том числе должны направляться на НИОКРы, на создание производств, обустройство
наземной и другой инфраструктуры.

В реализации технологических проектов, включая развитие
беспилотных авиасистем, государство, конечно же, должно подставить плечо
инвесторам, создавать стимулы для привлечения внебюджетных средств, в том числе
за счёт механизмов ВЭБа. Вообще, нужно делать отрасль экономически
привлекательной, и тогда и инвесторы пойдут.

Рынок нужно создавать прежде всего – рынок сбыта
продукции и услуг, всё пойдёт. Для этого нужно менять регуляторные правила в различных областях, и, если мы поменяем в различных отраслях требования к получаемой информации, к её качеству и так далее, без беспилотников будет не обойтись, а как только невозможно будет без беспилотников обойтись – тут же
появится и спрос, а значит, инвесторы будут приходить. Прошу это всё продумать
до деталей.

И конечно, нельзя не сказать о кадрах. Необходимо
включить учебные курсы и модули по управлению беспилотными системами в образовательные программы в самых разных областях, именно в самых разных
областях. О чём идёт речь? Например, в таких, как сельское хозяйство, агрономы
должны обладать соответствующими навыками и знаниями, строители, работники
энергетики и, разумеется, транспорта.

И конечно, полностью поддерживаю прозвучавшее со стороны
наших компаний предложения, чтобы уже со школы ребята могли учиться управлять,
собирать, конструировать дроны. Уверен, это, во-первых, ребят займёт полезным,
интересным делом, отвлечёт от того, чем не надо было бы заниматься, а во-вторых, эта так называемая ранняя профориентация пойдёт на пользу в конечном
итоге и стране.

И в завершение вновь хотел бы подчеркну: формат
национального проекта, о котором мы говорим, осознанно, целенаправленно выбран
для развития беспилотных авиасистем. Достигнутый здесь успех будет означать
качественное изменение нашей экономики и качественные изменения в жизни наших
людей, сильное, уверенное, поступательное движение вперёд всей страны – вот что
такое развитие беспилотной авиации.

И, конечно, беспилотные авиасистемы, как и целый ряд
новых высокотехнологичных сфер, очевидно, будут одним из ключевых направлений в развитии России не только до 2030 года, но и далеко за горизонтом текущего
десятилетия.

Давайте пообсуждаем эти вопросы. Только предлагаю это
сделать коротко и максимально предметно.

Пожалуйста, Андрей Рэмович [Белоусов], прошу Вас.

Продолжение
следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *