Владимир
Путин принимает участие в работе ежегодного съезда Российского союза
промышленников и предпринимателей.
В.Путин:
Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Рад
возможности по уже сложившейся традиции встретиться с участниками съезда
Российского союза промышленников и предпринимателей. Он объединяет крупнейшие,
ведущие компании и предприятия страны и на протяжении уже многих лет выступает
надёжным партнёром государства в вопросах укрепления экономики, сферы финансов,
расширения свободы предпринимательства.
Принципиально
важно, что у РСПП всегда есть своя чёткая, сбалансированная, как правило,
позиция и конкретные предложения, как сделать национальное развитие более
устойчивым и динамичным, как сделать этот процесс более устойчивым и динамичным, чтобы это развитие вело не только к повышению конкурентоспособности
нашей экономики, но и к улучшению качества жизни граждан, повышению доходов
российских семей. Рассчитываю, что сегодня в ходе запланированной дискуссии мы
обязательно обсудим задачи, которые требуют совместных усилий государства,
общества и бизнеса.
Что
хотел бы сказать вначале, предваряя, так сказать, наш разговор? Несмотря на беспрецедентные вызовы, с которыми мы столкнулись за последние годы, в отечественной
экономике укрепляются позитивные тенденции. По итогам прошлого года ВВП России,
как вы знаете, прибавил 3,6 процента. И статистика первых месяцев текущего
года показывает, что он продолжает демонстрировать хорошие темпы: в январе
текущего года – 4,6 процента в годовом выражении, в феврале –
7,7 процента в годовом выражении, за первые два месяца [текущего года] в среднем шесть процентов рост.
Растёт
промышленное производство. За январь-февраль – на 6,6 процента. Его
поддерживает активный внутренний спрос, который основывается на росте реальных
заработных плат и доходов граждан. По оценке, за первые два месяца текущего
года оборот розничной торговли оказался на 10,7 процента выше, чем годом
ранее. Среднемесячная зарплата в реальном выражении за январь текущего года
выросла на 8,5 процента, а реальные располагаемые доходы граждан в 2023 году выросли на 5,4 процента, как известно.
Не буду сейчас подробно останавливаться на индикаторах экономического развития, но ещё раз подчеркну: в целом набрана хорошая, сильная динамика, что заметно и по состоянию рынка труда.
Сегодня
в России рекордно низкая безработица – менее трёх процентов. Что особенно
важно, мы сократили её так называемую структурную компоненту, то есть
значительно снизилась молодёжная безработица и безработица в тех регионах и населённых пунктах, где она была исторически высокой. Она там остаётся выше,
чем в среднем по стране, в этих регионах: скажем, на Северном Кавказе она была
высокой – сколько у нас там, по-моему, 10 [процентов]… Молодёжная
[безработица] была 10,7, а сейчас 6,7, а вот на Северном Кавказе [безработица]
была 13,9 [процента], а снизилась до 9,7 – почти на четыре процентных
пункта, прилично. То есть там больше, чем в среднем по стране, но снижение есть
и там.
Подчеркну:
рост занятости, набранные обороты нашей экономики – это в том числе результат
усилий бизнеса, компаний – всего предпринимательского сообщества, это результат
ваших усилий, уважаемые коллеги, – которые работают не только на собственную
прибыль, но вместе с государством достигают национальных целей развития.
Такое
конструктивное партнёрство, наш опыт совместных действий в непростых,
экстраординарных, можно сказать, условиях последних лет позволяет успешно
справляться с внешними трудностями, формирует прочную основу для воплощения
стратегических планов, о которых было сказано в недавнем Послании
Федеральному Собранию. Понятно, мы видим все трудности, с которыми экономике в целом и вам всем приходится сталкиваться, конечно, мы ещё поговорим об этом,
всё понятно. Но в целом результаты, я сейчас о них сказал, вы о них сами
знаете, – результаты есть, несмотря ни на какие сложности.
Мы
видим и угрозы, мы их прекрасно понимаем и отдаём себе отчёт в том, где они
возникают и где наибольшие сложности возникают сегодня. Но будем вместе с вами
работать, уверен, мы это всё преодолеем.
Повторю:
речь идёт о широком, фронтальном развитии экономики и социальной сферы, о создании в России фактически новых отраслей и направлений промышленности, сферы
услуг и так далее. Предстоит также реализовать масштабную инфраструктурную
программу, включая строительство автомобильных и железных дорог, мостов и тоннелей, расширение морских портов и аэропортовой сети, обновление
жилищно-коммунального хозяйства. У нас также обширная экологическая повестка, в которой бизнес играет важную, во многом определяющую роль.
Конечно,
это далеко не все наши планы. Главное – для реализации обозначенных и других
инициатив, для развёртывания новой модели экономического роста есть все
возможности, включая солидные государственные ресурсы и потенциал
отечественного бизнеса, который активно проявляет себя в обрабатывающей
промышленности, на потребительском рынке, в сфере IT, туризме, в других секторах как на внутреннем рынке, так и в отношениях с зарубежными партнёрами.
Государство
будет и дальше поддерживать бизнес, чтобы он запускал перспективные проекты,
наращивал вложения капитала, создавал новые рабочие места – словом, действовал
и в деловых интересах, и работал на повышение благосостояния граждан, на повышение благосостояния российских семей.
Какие конкретные шаги
имею в виду? Первое. Мы будем обеспечивать максимальную предсказуемость условий
для ведения и развития бизнеса. Уверен, что на эту тему, конечно, у всех много
вопросов, но мы будем двигаться по этому пути, в том числе уже поручил
расширить горизонт планирования государственных финансов. Он охватит не только
ближайшие три года, но и позволит верстать основные государственные расходы
дальше, на перспективу шести лет.
Таким образом органы
власти на федеральном, региональном и местном уровнях смогут планировать более
масштабные, протяжённые по времени проекты, с большими инвестициями, а следовательно и с более комплексным эффектом для территорий и отраслей
экономики. И конечно, подрядчики, исполнители таких проектов также смогут
вдолгую планировать модернизацию и расширение своих мощностей, привлекать и готовить специалистов.
Ещё одним важным шагом
для улучшения инвестиционного климата должна стать донастройка налоговой
системы. Сейчас Правительство, как вы знаете, вместе с деловыми, общественными
объединениями, субъектами Федерации и парламентом работают над этим важнейшим вопросом,
обсуждают параметры изменений и готовят соответствующие предложения.
Повторю: обновлённые
налоговые условия нужно зафиксировать на длительный срок. Модернизация
фискальной системы должна обеспечить более справедливое распределение налоговой
нагрузки, при этом стимулировать бизнес, который развивается, инвестирует, в том числе в инфраструктуру, в социальные, кадровые проекты. Словом, надо
обеспечить стабильные и предсказуемые условия для надёжной, уверенной работы
бизнеса. Мы с Александром Николаевичем [Шохиным] да и со многими здесь
присутствующими многократно в последнее время возвращались к обсуждению именно
этого ключевого вопроса.
В этой связи хочу
остановиться на очень чувствительном вопросе. Поднимал его и в марте, на коллегии
Генеральной прокуратуры. В последнее время правоохранительные органы возбудили
ряд дел по возврату в государственную собственность некоторых активов. Хотел бы
подчеркнуть: речь идёт не о пересмотре приватизации (мы с вами говорили об этом
на предыдущей встрече), а о случаях, когда действия или бездействие
собственников предприятий, имущественных комплексов наносит прямой ущерб
безопасности страны и национальным интересам.
Хочу еще раз обратить
внимание и коллег в этом зале, и в правоохранительных органах – изъятие бизнеса
оправдано только в той ситуации, о которой было только что мною сказано. И добавлю: для объяснения претензий собственникам недопустимы никакие формальные
поводы и зацепки, например, если актив был приватизирован в начале 1990-х годов
по согласованию только с регионом, без участия федерального центра. Федеральное
Правительство в то время само упустило из внимания эти сделки. Сейчас не буду
говорить – сознательно это было сделано или нет, неважно. Но факт остаётся
фактом: Правительство не проконтролировало, не сделало то, что должно было
сделать в соответствии с тогдашней нормативной базой, а значит претензии к нынешним собственникам активов – неуместны. Особенно к тем, кто нормально,
успешно работает, решает социальные вопросы, помогает обеспечивать национальную
безопасность.
Второе. РСПП вместе с другими деловыми объединениями многое делает для дебюрократизации бизнес-среды,
помогает упрощать или переводить в электронную форму административные процедуры
и согласования, помогает Правительству улучшить законодательство и контрольно-надзорную
деятельность. Совместными усилиями мы уже заметно продвинулись в этой сложной и кропотливой работе. И хочу поблагодарить каждого, кто вносит в эту работу свой
вклад.
Тем не менее своего
рода лакун, узких мест, проблем у предпринимателей, у вас, уважаемые коллеги,
конечно, ещё достаточно, мы прекрасно отдаем себе в этом отчет. И мы будем
последовательно решать эти проблемы, чтобы работать, строить, производить в России
было удобней, выгодней, безопаснее, чтобы наша национальная юрисдикция была в полном смысле слова глобально конкурентоспособной.
В том числе, нормативная
база должна быть чёткой, понятной, достаточной, необременительной для бизнеса.
При этом она должна гарантировать защиту интересов потребителей, прав наших
граждан.
Здесь отмечу так
называемую «регуляторную гильотину». Взамен сотен и даже тысяч архаичных,
устаревших нормативных актов уже принят достаточно компактный перечень документов
с более современными, понятными требованиями. Они обязательно будут и дальше
поддерживаться в актуальном состоянии. Более того, сейчас Правительство готовит
к запуску модернизированный механизм «регуляторной гильотины», то есть, по сути, предстоит ещё один масштабный этап расчистки нормативной базы.
Добавлю, что в последние
три года, исходя из запросов и рекомендаций бизнеса, внедряется региональный
инвестиционный стандарт. Его задача – обеспечить единые принципы и механизмы
привлечения инвесторов во всех субъектах Российской Федерации, причём на основе
лучших практик, которые зарекомендовали себя в реальной работе.
В этом году оценим
прогресс регионов по внедрению инвестиционного стандарта. Сделаем это в рамках
Национального рейтинга состояния инвестклимата. По традиции, его результаты
будут представлены на площадке Петербургского международного экономического
форума. Пользуясь случаем, конечно, хочу всех вас, уважаемые коллеги, пригласить
на это наше традиционное мероприятие в Петербурге.
Третье. В предстоящие
шесть лет нам нужно кардинально, на десятки процентов увеличить объём
промышленного производства. Причём новые предприятия, в том числе,
высокотехнологичные, по критически важным направлениям, должны появляться
буквально повсеместно.
Компании, которые
реализуют индивидуальные проекты, независимо от региона присутствия, уже могут
использовать особые меры поддержки – так называемое «промышленное меню»,
выбрать соглашения о защите и поощрении капиталовложений, специальные
инвестконтракты, кластерную инвестиционную платформу и так далее.
Будем расширять эти
возможности бизнеса, в том числе направим дополнительные ресурсы на развитие
промышленной ипотеки, докапитализируем такой значимый, востребованный механизм,
как Фонд развития промышленности. Его капитал вырастет почти в два раза – на 300 миллиардов рублей. Знаю, что некоторые в этом зале считают, что и этого
недостаточно, но будем смотреть по ходу развития ситуации. Этот ресурс будет
нацелен на поддержку именно высокотехнологичных проектов.
И конечно, надо, что
называется, в онлайн-режиме отслеживать эффективность этих и других
инструментов, донастраивать их, делать более гибкими и удобными на основе
обратной связи с бизнесом, с руководителями регионов.
Уважаемые коллеги, стратегическая
задача России – нарастить выпуск товаров, услуг, прежде всего на собственной
технологической базе. Я много раз говорил уже и сейчас хочу повторить: мы не собираемся абсолютно всё здесь производить, в России – бессмысленно и не нужно,
мы не собираемся этого делать. Но нужно создавать именно свои оригинальные
решения, сервисы, программное обеспечение, применять их на практике, особенно
по критически важным технологиям, направлениям.
Таково требование
времени, и чтобы ему соответствовать, надо обеспечить приток в нашу экономику
квалифицированных кадров, готовых осваивать новые производственные и управленческие технологии. Надо раскрыть этот колоссальный потенциал России,
дать возможность нашим талантливым учёным, инженерам, предпринимателям, рабочим
кадрам в полной мере проявить себя.
В этой связи –
четвёртое. Чтобы повысить эффективность обучения и молодёжи, и уже состоявшихся
специалистов, мы будем укреплять все уровни образования – от школ до вузов,
причём, конечно, в связке с бизнесом, как это уже делается в рамках системы
профориентации, федеральной программы «Профессионалитет», программы
«Приоритет-2030». Все они получат дальнейшее развитие.
Я хочу вас
поблагодарить, потому что вы принимаете в этом самое активное участие. Конечно,
это взаимная заинтересованность и государства, и бизнеса. Знаю, что кадров не хватает, и мы, конечно, должны работать вместе по этому направлению. (Обращаясь к А.Шохину.) Александр
Николаевич, вроде бы получается в целом. Надо двигаться по этому направлению
дальше, и даже более энергично, чем до сих пор это было.
Мы запустим программу
ремонта и оснащения учреждений среднего профессионального образования, приведём
в порядок их учебную базу и инфраструктуру, включая спортивные объекты,
общежития техникумов и колледжей. Все важно, надо
привлекать молодых людей в эту сферу деятельности, заинтересовывать их в том,
чтобы они повышали свою квалификацию и получали нужные профессии.
Продолжение
следует.