Пленарное заседание девятого Восточного экономического форума

Президент России принимает участие в пленарном заседании девятого
Восточного экономического форума.

Тема форума в этом году – «Дальний Восток-2030. Объединим
усилия, создавая возможности».

В пленарной сессии также участвуют Заместитель
Председателя Китайской Народной Республики Хань Чжэн и Премьер-министр Малайзии
Анвар Ибрагим. Модерирует дискуссию заместитель главного редактора телеканала
«Россия-24» Александра Суворова.

Прямая трансляция пленарного заседания доступна на официальном канале Кремля на видеохостинге Rutube.

* * *

А.Суворова:
Добрый
день!

Рада вас приветствовать
на пленарном заседании Восточного экономического форума. В этом году его тема
звучит так: «Дальний Восток-2030. Объединим усилия, создавая возможности».

Владимир Владимирович,
Вы уже не единожды говорили о том, что приоритет на весь 21 век – это развитие
Дальнего Востока. Что уже сделано? Что ещё предстоит? Как сегодня Россия
выстраивает взаимодействие со своими коллегами по АТР [Азиатско-Тихоокеанскому
региону] и по региональным объединениям?

Искать ответы и,
уверена, находить их мы будем вместе в ходе дискуссии. Но прежде, Владимир
Владимирович, Вам слово. Прошу к трибуне.

В.Путин:
Уважаемый господин Анвар Ибрагим!

Уважаемый господин Хань
Чжэн!

Дамы и господа! Друзья!

Приветствую всех участников
и гостей девятого Восточного экономического форума.

Россия, Владивосток,
уже по традиции в начале сентября принимает представителей бизнеса,
технологических и научных команд, руководителей ведущих компаний, органов
власти, специалистов, экспертов, предпринимателей, которые проявляют интерес к российскому Дальнему Востоку, к тем действительно безграничным возможностям для
созидания и взаимовыгодного партнёрства, которые открывает этот уникальный район
нашей страны.

Как вы знаете, мы
определили развитие Дальнего Востока, – и наша ведущая Александра сейчас
сказала об этом, – в качестве национального приоритета на весь ХХI век.
Важность, правильность этого решения подтвердила сама жизнь, вызовы, с которыми
мы столкнулись в последнее время, и те объективные тенденции, а это самое
главное, которые набирают силу в мировой экономике, когда основные деловые
связи, торговые маршруты и в целом весь вектор развития всё больше
переориентируются на Восток и Глобальный Юг.

Наши дальневосточные
регионы дают прямой выход на эти растущие, перспективные рынки, позволяют
преодолевать те барьеры, которые пытаются навязать всему миру некоторые
западные элиты. И главное, как уже сказал, наш Дальний Восток является огромным
пространством для проявления деловой инициативы, для запуска сложнейших
проектов и формирования целых новых отраслей.

По сути, сегодня
Дальний Восток безо всякого преувеличения стал важнейшим фактором укрепления
позиций России в мире, нашим флагманом в новой глобальной экономической
реальности. И от того, как будет развиваться Дальний Восток, во многом зависит
будущее всей нашей страны.

Именно этой теме –
образу будущего – посвящены около ста мероприятий, панельных сессий и круглых
столов нынешнего Восточного экономического форума. В целом в мероприятиях
форума принимают участие представители более 75 стран и территорий.

Очень важно, что эти
дискуссии сопровождаются предметным бизнес-диалогом, приводят к конкретным
инвестиционным решениям и торговым договорённостям. Отмечу, что только на последних трёх форумах было подписано больше тысячи соглашений на общую сумму
свыше десяти с половиной триллионов рублей.

Словом, Восточный
экономический форум по праву стал признанной площадкой для установления прочных
деловых контактов и обсуждения стратегических вопросов развития российского
Дальнего Востока и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

В ходе своего
выступления расскажу о некоторых дальнейших шагах в этом направлении, о наших
предложениях зарубежным партнёрам по укреплению инвестиционной, торговой,
производственной, технологической кооперации на пространстве АТР и, конечно, о результатах и намеченных планах в экономике, инфраструктуре, социальной сфере
Дальнего Востока, в вопросах повышения качества жизни наших граждан, жителей
этого региона.

Напомню, что с 2013 года была запущена принципиально новая стратегическая программа и система
управления комплексным развитием Дальнего Востока. Этот подход доказал свою
эффективность. За десять лет в регионе запущены или готовятся к запуску более
трёх с половиной тысяч промышленных, инфраструктурных, технологических,
образовательных проектов. Темпы роста инвестиций в основной капитал на Дальнем
Востоке за десять лет увеличились, и они в три раза выше среднероссийских.

Результат этих вложений
тоже наглядный. Работают около тысячи новых предприятий. Создано более 140
тысяч рабочих мест. Динамика промышленного производства в регионе с 2013 года
превысила общероссийские темпы на 25 процентов.

Напомню, что сейчас на Дальнем Востоке действуют 16 территорий опережающего развития и свободный порт
Владивосток. Запущен преференциальный режим на Курилах. Создан специальный
административный район на острове Русский, где проходит наша с вами встреча.
Кстати, этот район уже обеспечил возврат в Россию из офшоров и иностранных
юрисдикций активов на сумму свыше пяти с половиной триллионов рублей. Его
резидентами на сегодняшний день стали более сотни компаний.

Мы обязательно
продолжим идти вперёд, будем постоянно улучшать деловой климат и в России в целом, и на Дальнем Востоке, в том числе будем применять в этом регионе более
новые, эффективные подходы к взаимодействию и с иностранными инвесторами.

Так, на прошлом
Восточном экономическом форуме было объявлено о создании на Дальнем Востоке
международных территорий опережающего развития. Они должны предлагать глобально
конкурентоспособные условия для иностранных инвесторов, прежде всего, конечно,
из дружественных стран.

Первый международный
ТОР предполагается создать здесь, в Приморском крае. Большой интерес к нему
проявляют наши китайские партнёры, а также Республика Беларусь, с участием
которой в Приморье может появиться новый глубоководный порт. Прошу
Государственную Думу и Правительство ускорить работу над законопроектом,
необходимым для запуска международных ТОРов.

Дополнительным фактором
для расширения работы с зарубежными партнёрами должно стать ещё одно
нормативное решение, а именно: с 1 сентября текущего года в нашем
законодательстве предусмотрена возможность использования иностранных стандартов
в проектировании и строительстве. Конечно, речь идёт о стандартах тех
государств, где требования к качеству, надёжности, безопасности капитальных
объектов не ниже, чем у нас. Рассчитываю, что этот подход найдёт своё
применение в том числе в международных ТОРах Дальнего Востока.

Хорошим примером
сотрудничества с зарубежными партнёрами, крупных вложений в стройку, в создание
рабочих мест должно стать развитие острова Большой Уссурийский в Хабаровском
крае. Речь идёт о создании здесь крупных логистических комплексов, пунктов
пропуска через госграницу, о расширении автодорожной сети.

В мае этого года в рамках государственного визита в Китайскую Народную Республику мы договорились
с китайскими коллегами о совместной работе над этим проектом. Уверен, он
придаст хороший, мощный импульс развитию Хабаровска и всего региона. Прошу
Правительство отработать все организационные и финансовые вопросы, чтобы
приступить к реализации этого плана уже со следующего, 2025 года.

Конечно, одним из ключевых вопросов для старта деловых инициатив в обрабатывающей промышленности,
в жилищном строительстве и обновлении транспортной сети, во всех сферах и отраслях является снабжение электроэнергией.

Объём энергопотребления
на Дальнем Востоке растёт. Сегодня это 69 миллиардов киловатт-часов в год, а к концу десятилетия прогнозируется 96 миллиардов. При этом уже сейчас некоторые
районы, населённые пункты и крупные дальневосточные инвесторы сталкиваются с нехваткой электроэнергии, вынуждены ждать ввода новых станций, из-за чего
сдерживаются строительство, промышленные объекты, инфраструктура.

Уже поручил
Правительству вместе с нашими крупными энергокомпаниями, деловыми кругами
подготовить долгосрочную программу развития энергетических мощностей на Дальнем
Востоке, предусмотреть для неё механизмы проектного финансирования.

В рамках этой программы
предстоит ликвидировать прогнозный дефицит электроэнергии на Дальнем Востоке,
прежде всего за счёт ввода в строй новых объектов генерации, например, таких
как Нижне-Зейская ГЭС в Амурской области, которая будет не только снабжать
электроэнергией сам регион и Восточный полигон железных дорог, но и поможет
защитить территории, населённые пункты от паводков. Также прошу подумать о строительстве на Дальнем Востоке атомных электростанций. Вчера тоже об этом с коллегами говорили.

Подчеркну: план
развития электроэнергетики должен учитывать как текущие, так и перспективные
потребности бизнеса и граждан, долгосрочные задачи, которые стоят перед нашими
субъектами Федерации, городами и населёнными пунктами.

Это в полной мере
относится и к укреплению транспортных, логистических возможностей Дальнего
Востока, да и всей страны. Здесь самый значимый, крупный проект – это, конечно же, расширение Восточного полигона железных дорог.

За последние десять лет
на Транссибе и БАМе построено более двух тысяч и модернизировано свыше пяти
тысяч километров пути. Возведено и реконструировано более ста мостов и тоннелей, в том числе через реку Лену, Бурею, Селенгу. По итогам текущего года
провозная способность Восточного полигона железных дорог должна вырасти до 180
миллионов тонн.

В этом году мы
запустили очередной, третий этап развития этой важнейшей транспортной артерии.
Работы ведутся, они развёрнуты.

Подчеркну: предстоит не только «расшить» узкие участки магистралей, ввести в строй более трёхсот
объектов, включая дублёры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей,
а также мост через Амур – задача гораздо более масштабная. Так, например, на всём протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути. При этом уже
сейчас нужно думать о перспективе. Считаю, что нам нужно сделать БАМ не только
полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль.

В ближайшие восемь лет
на Восточном полигоне предстоит уложить 3 тысячи 100 километров
железнодорожного полотна. Для сравнения: столько же было уложено в рамках
первого и второго этапа расширения БАМа и Трансссиба, вместе взятых, и столько же – в годы строительства БАМа, с 1974-го по 1984 год.

Словом, сегодня мы
реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного
инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками
СССР, причём с огромным напряжением сил.

Подобно Транссибу
континентальной артерией должен стать новый автотранспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Причём речь не только
об увеличении объёмов грузоперевозок и повышении качества автомобильного
сообщения. Со строительством коридора получит развитие и внутренний туризм: весь
маршрут трассы проходит через десятки регионов Российской Федерации.

Коридор развивается
поэтапно. В декабре прошлого года открыта современная автомагистраль между
Москвой и Казанью. В конце текущего года она должна дойти до Екатеринбурга, а затем до Тюмени. Также будут построены обходы Омска, Новосибирска, Кемерово,
Канска.

В дальнейшем, когда
современная дорога достигнет Владивостока, автотранспортный коридор будет
насчитывать более 10 тысяч километров, включая подъезды к пунктам пропуска
через государственную границу России.

В этой связи напомню о задаче, которая была поставлена в Послании Федеральному Собранию, а именно:
сократить очереди на границе, снизить типовое время досмотра грузового
автомобиля. Оно не должно превышать десяти минут.

Уже в 2026 году нужно
выйти на этот результат на первых пяти пограничных переходах Дальнего Востока.
Кстати, на железнодорожных переходах уже сейчас достигнута хорошая динамика по скорости обработки грузов на границе.

Подчеркну: и на Восточном полигоне железных дорог, и на всех крупных автодорожных объектах
России развёрнута действительно большая работа. В ней задействованы
специалисты, инженеры, проектировщики из многих регионов нашей страны. Своим
интенсивным трудом, ответственным подходом к делу они доказывают, что Россия
может и готова строить быстро, много и качественно, реализовывать
инфраструктурные, транспортные проекты национального и – в полном смысле этого
слова – глобального масштаба.

Продолжение
следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *