Президент проводит
совещание, посвящённое вопросам развития речного судоходства.
В.Путин:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня обсудим
вопросы развития речного судоходства.
Наше совещание
проходит, как мы видим, на Северном речном вокзале, Сергей Семёнович
с коллегами сейчас рассказали об истории Северного речного вокзала,
о том, как его ремонтировали в течение нескольких лет,
реконструировали набережную, причалы, прилегающую территорию. Хочу
поблагодарить и мэра Москвы, и всю вашу команду за проделанную
работу.
Знаю, что эта
территория стала популярным местом отдыха москвичей, но главное, что
Северный вокзал вернул себе статус крупного транспортного, туристического узла
не только Москвы, но и России в целом.
И конечно, система
городского общественного транспорта в столице – мы много раз
к этому возвращаемся, к этой теме, – активно, успешно
развивается: открываются дополнительные маршруты, обновляются и вагоны
метро, и парк наземного транспорта. Сформирован единый комплекс,
в котором все виды транспорта взаимоувязаны и дополняют друг друга.
Все эти позитивные перемены видят, ценят и москвичи, и, конечно,
приезжающие в нашу столицу гости.
Сегодня
по Москве-реке запускаются регулярные рейсы речного транспорта: они будут
встроены в общую сеть городских маршрутов, причём здесь будут
задействованы электрические суда отечественного производства с высокими
экологическими стандартами. Сейчас мы познакомились с одним таким
экземпляром: всё просто, конструктивно, приятно сделано, видовые окна. Я думаю,
что все, кто будет пользоваться этим, все получат удовольствие от такого
транспорта.
Такие современные,
прорывные подходы к развитию системы общественного транспорта –
безусловно, заслуга московской команды.
Реками, водохранилищами,
каналами насыщена вся территория нашей страны. Они играют огромную роль
в пассажирских и грузовых перевозках, в гидроэнергетике,
в сельском хозяйстве, в обеспечении работы жилищно-коммунального
комплекса.
Совершенствование
водотранспортной системы во многом влияет на общий экономический рост
в стране, на развитие промышленности, туризма, других отраслей
в регионах. Это и весомый вклад в наращивание нашего транзитного
потенциала. Словом, возможностей здесь открывается много – нужно, конечно,
их грамотно и рачительно использовать.
Системный вопрос –
это содержание внутренних водных путей и строительство судоходных
гидротехнических сооружений. Одна из острых проблем здесь – наличие
лимитирующих участков, узких мест, которые ограничивают навигацию и снижают
пропускную способность водных путей.
Поэтому, безусловно,
важно обеспечить гарантированные глубины для движения судов, прежде всего
по самым востребованным маршрутам. Это позволит нарастить темпы развития
речного судоходства, даст возможность расширить маршруты перевозки пассажиров
и транспортировки грузов.
Давайте сегодня
обсудим, как эти вопросы решаются.
Также прошу
проинформировать, как продвигается создание Багаевского и Городецкого
гидроузлов. Они нужны для устранения узких мест на судоходных путях Дона
и Волги, для роста транзитного судоходства в рамках перспективного
транзитного коридора «Север – Юг».
Ещё одна ключевая
задача – развитие водного пассажирского транспорта. Необходимо наращивать
его использование – и не только для перевозок между регионами,
но и между соседними населёнными пунктами, и внутри городов.
Здесь очень важен опыт Москвы, других субъектов Федерации, где водный транспорт
уже встроен в систему внутригородских перевозок.
Так называемые речные
трамвайчики, один из которых мы сегодня видели –
на электрическом ходу, могут стать хорошей альтернативой
и дополнением к другим видам транспорта, позволят гражданам сократить
время в пути, где-то дадут возможность разгрузить автотрассы.
Предлагаю сегодня
в комплексе обсудить вопрос формирования маршрутной сети пассажирских
перевозок по Единой глубоководной системе европейской части России
на период до 2035 года. Перспектива, конечно, вроде бы
отдалённая, но это всё проекты длительного цикла. Нам нужно чётко
понимать, где развивать инфраструктуру, какой флот требуется для расширения
пассажирских перевозок.
Всё это, конечно,
сложные, дорогостоящие проекты, и их реализация потребует задействования
механизмов государственно-частного партнёрства. Тем более что бизнес, многие
компании заинтересованы в таком экономически эффективном виде перевозок,
как использование речного транспорта.
Для увеличения
пассажирских и грузовых перевозок, конечно же, нужно обновлять
и наращивать речной флот. У нас есть перспективный план строительства
гражданских судов на период до 2035 года. Им предусматривается
создание порядка одной тысячи судов, в том числе для речных перевозок.
Давайте сегодня
обсудим, как этот план выполняется, какие требуются дополнительные меры
поддержки для обеспечения заданных объёмов судостроения. Напомню также, что
в текущем году для достижения целей этого плана принято решение
о финансировании строительства 260 судов на период
2023–2027 годов с использованием средств Фонда национального
благосостояния.
Давайте подумаем над
расширением этой программы как по числу судов, так и по объёмам
финансирования. Прошу Правительство определить конкретные параметры
с акцентом на судах для пассажирских перевозок. Увеличение этого
флота позволит сделать путешествия и поездки водным транспортом более
доступными и комфортными.
Сейчас руководитель
этого порта как раз рассказывал о растущем интересе граждан к этому
виду транспорта, к этому виду перевозок и к этому виду туризма.
Молодые люди всё больше и больше пользуются этими возможностями.
Конечно же, важно
совершенствовать инфраструктуру речных портов и причалов. Сегодня
в том числе поговорим о мерах по развитию зарядной
инфраструктуры для электросудов.
Сергей Семёнович
сказал, что столкнулись с тем, что зарядных устройств и причалов для
специальных электрических судов недостаточно, – собственно,
не то что недостаточно, их просто не было. Приходилось, как он
сказал, всё с нуля делать, и оказалось, что это даже сложнее, чем
сами суда.
Давайте начнём работать
и поговорим о всех темах, которые были предложены.
Пожалуйста, Виталий
Геннадьевич [Савельев].
Продолжение следует.