Владимир
Путин принимает участие в пленарном заседании XXVII Петербургского
международного экономического форума.
В сессии
также участвуют Президент Многонационального Государства Боливия Луисо Альберто
Арсе Катакора и Президент Республики Зимбабве Эммерсон Дамбудзо Мнангагва.
Модератор
дискуссии – политолог, историк, научный руководитель факультета мировой
экономики и мировой политики Высшей школы экономики Сергей Караганов.
Петербургский
международный экономический форум проводится ежегодно с 1997 года и за это время стал одной из ведущих мировых площадок для обсуждения ключевых
вопросов глобальной экономики.
В 2024 году ПМЭФ проходит под девизом «Основа многополярного
мира – формирование новых точек роста». В нем принимают участие более 12
тысяч человек – акционеры и руководители ведущих компаний, признанные эксперты и аналитики,
политические, общественные и государственные деятели.
* * *
С.Караганов:
Добрый день, глубокоуважаемые господа президенты!
Уважаемые коллеги! Дорогие
друзья!
Мне предоставлена
большая честь и доставлено огромное удовольствие вести нынешнюю сессию. Это
будет интересная сессия: у нас очень яркая, мощная группа ораторов.
Позвольте начать с господина Эммерсона Мнангагвы. Это абсолютно легендарный человек, это последний
лидер африканской страны, который сражался почти всю свою жизнь – большую часть жизни, значительную часть –
с оружием в руках за независимость своей родины. Он провёл десять лет в одной
тюрьме, два – в другой, выжил, имел два смертных приговора и, когда он стал
Президентом, он отменил смертные приговоры в своей стране.
Нам будет очень
интересно, конечно, если господин Мнангагва расскажет нам о том опыте, каким он
может с нами поделиться. Страна находится под санкциями очень долгие годы,
потому что они смели национализировать владения белых колонизаторов.
Господин Луис Арсе –
выдающийся экономист, потомок людей, сражавшихся вместе с великим Симоном Боливаром
за независимость своей родины. Поэтому у него чуть менее драматическая судьба,
но тоже абсолютно великолепная, полная драмы и побед.
К тому же, он был
многие годы, полтора десятка лет, министром экономики и финансов страны, и за эти годы его страна в три с половиной раза увеличила свой ВНП [валовый
национальный продукт] и в два с лишним раза уменьшила количество бедных. При
этом он провёл замечательные реформы, интереснейшие, включая национализацию
значительной части собственности иностранных компаний, недр. При этом занимался
импортозамещением, и у него получалось. Нам будет тоже очень интересно узнать
его опыт, конечно же.
И конечно, я думаю, что
Владимир Владимирович не нуждается в рекламе, и мне, как гражданину страны,
которой он является Президентом, неуместно его хвалить – скажу лишь одно. Я
помню отчётливо 1998 и 1999 годы, когда наша страна находилась на грани или,
скорее, уже за гранью развала, была абсолютно трагическая ситуация. Я помню, что
мы с товарищами отчаянно сражались, почти безнадёжно. И в какой-то момент
Господь Бог смилостивился над нами.
Теперь, Владимир
Владимирович, перед Вами стоит не менее сложная задача: не только победить, но и спасти мир, который катится и который валят к мировой войне. Но пока,
наверное, поговорим о чём-то другом.
Владимир Владимирович,
прошу Вас.
В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!
Уважаемый
господин Арсе!
Уважаемый
господин Мнангагва!
Дорогие
гости! Друзья! Дамы и господа!
Я
очень рад приветствовать всех вас на XXVII Петербургском международном
экономическом форуме.
В этом году его участниками и гостями стали свыше 12 тысяч человек из более чем
сотни стран мира. Это акционеры и руководители ведущих компаний, признанные
эксперты и аналитики, политические, общественные, государственные деятели.
По традиции форум в Санкт-Петербурге даёт возможность не только завязать деловые
контакты, договориться о сотрудничестве или дать старт перспективным проектам,
но и в открытой дискуссии обменяться мнениями по актуальным тенденциям на глобальных и региональных рынках, сквозь призму экономических отношений
взглянуть на процессы, которые динамично развиваются в современном мире.
Мы
видим, как между странами наметилась настоящая гонка за укреплением своего
суверенитета, причём на трёх ключевых уровнях: государственном, ценностно-культурном
и экономическом. При этом страны, которые ещё недавно выступали лидерами
глобального развития, пытаются всеми силами, правдами и неправдами сохранить
свою ускользающую роль гегемонов. В целом здесь ничего необычного нет. Когда
страна или человек в своей жизни пытаются сохранить свои позиции, укрепить их,
но неправдами – это плохо. Вот правдами – это хорошо. А неправдами – никуда не годится.
Здесь
мы, конечно, видим, что уже сейчас экономика номер один – это Китай, причем с большим отрывом от второго места. Индия – третья экономика мира и глобальный
лидер по динамике развития.
Всё громче заявляют о себе
страны южной Азии и Африки, где отмечается высокая рождаемость и пока ещё
низкий уровень урбанизации, а также быстрый, догоняющий рост экономик. По оценкам
экспертов, профильных специалистов именно такие государства будут определять
глобальную экономическую картину уже в середине текущего века.
Добавлю,
что сейчас в мире наблюдается взрывной технологический рост практически во всех
сферах жизни. Он серьёзно меняет управленческие, производственные процессы и даже целые отрасли. Очевидно, что в полной мере воспользоваться преимуществами технологического
прогресса смогут те страны, которые не только производят новые решения, но и способны обеспечить их быстрое, опережающее внедрение.
Россия
доказала высокий уровень готовности и восприимчивости к технологическим
преобразованиям. Мы видим, как уже изменился наш финансовый сектор, электронная
торговля, сфера транспортных услуг, система государственного управления.
Аналогичные процессы начинают разворачиваться и в Вооружённых Силах, где нам
также необходим высокий темп технологического обновления. Это важнейший,
определяющий вопрос для нашей страны.
Уверен:
и в современных условиях и в долгосрочной перспективе роль, вес и, скажу
больше, будущее государств зависят от того, насколько эффективно они смогут
ответить на глобальные вызовы, реализовать внутренний потенциал, использовать
свои конкурентные преимущества и нивелировать слабые стороны, сохранить и укрепить партнёрские отношения с другими странами.
В феврале этого года в ходе Послания Федеральному Собранию были обозначены ключевые направления и приоритеты развития
России, сформирована комплексная программа преобразований до конца текущего
десятилетия и за его пределами.
Формат
форума позволяет сделать акцент именно на экономической повестке нашего развития,
на тех качественных, структурных изменениях, которые идут в нашей стране и которые мы намерены активно, целевым образом поддерживать, объединять вокруг
них финансовые, кадровые, организационные ресурсы как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях, реализовывать национальные проекты, о чём
подробно говорили на недавнем Совете по стратегическому развитию.
Какие это
изменения? О чем идет речь?
Первое. С учётом международного характера нашего мероприятия начну с внешнеэкономических
отношений, с тех позиций, которые мы стремимся занять на мировых рынках, и как
рассчитываем менять структуру нашего экспорта и импорта.
Несмотря на все
препятствия и нелегитимные санкции, Россия остаётся одним из ключевых
участников мировой торговли, активно развивает логистику, географию
сотрудничества. Так, укрепляются наши отношения со странами Азии (рост 60
процентов с 2020-го по 2023 год), Ближнего Востока (рост в 2 раза), Африки (69
процентов) и Латинской Америки (на 42 процента).
Предполагаю, что мои уважаемые коллеги, гости нашего форума Президенты
Боливии и Зимбабве затронут эту тему в своих выступлениях.
В целом, на долю дружественных России государств – а как мы видим,
именно на это мы должны обращать внимание в первую очередь, на экономики быстро
растущих государств, им предстоит определять будущее глобальной экономики, – сегодня
на их долю уже приходится три четверти нашего товарооборота.
Мы продолжаем результативно работать с партнёрами по Евразэс,
обеспечивая баланс интересов всех участников. В прошлом году совокупный ВВП
стран Союза вырос на 3,8 процента, а объём взаимной торговли – на 4,7 процента.
Причём его структура качественно улучшилась, а именно подросли поставки готовой
высокотехнологичной продукции. Именно такой: несырьевой неэнергетический
экспорт из России – мы будем активно поддерживать. К 2030 году его объём должен
вырасти не менее чем на две трети по сравнению с 2023 годом.
При этом
речь идёт не просто об увеличении экспортных поставок в тоннах, в кубометрах,
единицах готовой продукции, а речь идет о товарах высоких переделов, и не только о выходе российских компаний на новые региональные рынки, расширении
географии сотрудничества. Всё это важно, но сегодня – недостаточно.
Мы готовы предлагать другим странам полноформатные
технологические и промышленные партнёрства, включая обеспечение полного
жизненного цикла товаров и услуг с подготовкой национальных кадров,
локализацией производств, инжиниринговым сопровождением, техническим сервисом,
страхованием и так далее.
Подобный подход к сотрудничеству – на равных,
трансфер технологий и компетенций, а не их монополизация – позволяют налаживать
более прочные связи между государствами, повышают устойчивость позиций наших
компаний на глобальном рынке, дают им возможность работать с иностранными
партнёрами в долгую. Именно так, с большой перспективой, с заделами на будущее действует и один из наших лидеров, а именно компания «Росатом»,
безусловный лидер в мировом атомостроении.
Очевидно, что освоение новых рынков требует укрепления транспортных
связей. Так, на Восточном направлении, в Китай, в страны
Азиатско-Тихоокеанского региона – основным проектом для нас является развитие так
называемого Восточного полигона железных дорог. В апреле были утверждены
параметры очередного, уже третьего по счёту, этапа его модернизации. К 2030 году провозная способность Восточного полигона железных дорог должна вырасти до 210 миллионов тонн, а к 2032 году – до 270 миллионов тонн.
Особое внимание будем уделять южному направлению. Уже утверждены планы
развития международного коридора «Север-Юг», а также коридора в Азово-Черноморском направлении.
Востребованной
глобальной артерией становится Северный морской путь. В прошлом году по нему
прошло 36 миллионов тонн грузов, а в перспективе перевозки
могут превысить 150 миллионов тонн. Для этого мы
продолжим развивать инфраструктуру Севморпути, строить транспортные подходы к арктическим портам. Особая роль в этой работе отводится руководителям наших
«северных» субъектов Федерации. В этой связи сформируем в рамках
Госсовета комиссию по развитию арктических регионов и Северному морскому пути.
В целом, прогнозируется, что к 2030 году объём перевозок по международным транспортным коридорам через территорию России вырастет в полтора
раза по сравнению с 2021 годом, в первую очередь за счёт повышения
конкурентоспособности этих маршрутов, их удобства для бизнеса, для
перевозчиков.
Продолжение следует.