Владимир Путин ответил на вопросы представителей
российских средств массовой информации по итогам государственного визита в Республику Узбекистан. Пресс-подход прошла в аэропорту Ташкента.
В.Путин:
Добрый день! О чем будем говорить, какие вопросы?
Е.Пискунов:
Абсолютно беспрецедентный по насыщенности визит в Ташкент. Две ночёвки. Честно
говоря, некоторые из нас думали, что, может, и третья уже будет. Очень долго Вы
общались один на один с президентом Узбекистана. Какие впечатления? Какие
надежды у Вас на в отношении сотрудничества с Ташкентом, особенно, наверное, в торгово-экономической сфере? И какой потенциал участия Узбекистана в интеграционных объединениях на территории бывшего Советского Союза? Спасибо
большое.
В.Путин:
Вы же знаете, я прилетел вечером в воскресенье, там, кроме официальной части –
возложения цветов к памятнику, монументу Независимости, больше ничего не было,
вот и вся работа. А вот на следующий день – действительно, день был насыщен
деловыми контактами, встречами, переговорами, понедельник, он до позднего
вечера продлился, это правда. Так принимающая сторона организовала наш визит.
Впервые мы
присутствовали на встрече регионов. Но, знаете, эффект был ещё от чего таким серьёзным?
От того, что и состав нашей делегации был очень серьёзным, это почти
пол-Правительства Российской Федерации, все ключевые министры. Поэтому, когда
собрались и руководители регионов, и два правительства вместе с обеих сторон,
конечно, обмен информацией, обмен возможностями для развития сотрудничества был
очень насыщенным. И дело даже не в количестве подписанных бумаг, а дело в живых контактах между
людьми, которые хотят работать вместе, видят, как это сделать. Узбекистан действительно представляет для
России интерес большой с точки зрения
развития отношений.
Во-первых, Узбекистан на сегодняшний день – самая
густонаселенная страна бывшего Советского Союза, кроме России. Здесь сегодня [проживают] 37 миллионов человек и каждый год – плюс миллион. Вот так растет Узбекистан по численности населения.
Экономика растет активно и быстро,
темпы хорошие: в прошлом году ВВП прибавил шесть
процентов – это одно из серьезных мировых достижений. Президенту Узбекистана
удалось выстроить достаточно эффективную систему управления и растущую
модель экономики.
У нас очень много совместных планов в промышленной кооперации, в энергетике – вы наверняка всё видели, слышали – в инфраструктуре.
Есть проблемы для Узбекистана,
которые заключаются в том, что у него нет выхода к морю, к океану. Здесь мы тоже могли бы вместе с другими партнерами по региону
предпринять шаги для того, чтобы помочь нашим друзьям в Узбекистане решить эту логистическую задачу,
создать необходимые условия для выхода на внешние рынки. Здесь нам тоже есть о чем
говорить. Поэтому вопросов очень много, объем возможных проектов очень большой.
Как вы знаете, мы создали фонд для
совместной работы в объеме 500 миллионов
долларов, из которых 400 приходятся на российскую сторону. Это не потому, что у нас
денег больше, а потому, что у нас интересы большие в этой части Азии, и мы видим, что их можно реализовать именно с учетом стабильности политической системы и условий инвестирования в экономику Узбекистана. Интерес, повторяю, большой, и с этим связана такая интенсивность контактов.
Что касается интеграционных
процессов, то мы никогда ни на чем не настаиваем.
Вообще, интеграционные процессы, если вы имеете в виду Евразэс – прежде всего, конечно, мы об экономике говорим, – эти процессы были инициированы первым Президентом Казахстана Назарбаевым Нурсултаном
Абишевичем. Эта структура развивается хорошими
темпами, приносит реальные результаты всем участникам.
Но участвовать или нет – это выбор любого суверенного
государства, исходя из интереса, прежде всего экономического интереса, и экономической
целесообразности. У нас разные уровни
развития экономики, разные уровни развития финансовой системы. И когда то или иное правительство принимает
соответствующее решение об участии или неучастии
в тех или иных интеграционных объединениях, оно исходит прежде всего из этого.
В целом, если такая экономика, как экономика Узбекистана,
присоединится к объединению, я думаю, что
объединение от этого только выиграет. Но нужно, чтобы и узбекская экономика выигрывала. Это достаточно сложный переговорный
процесс, ведь мы, когда создавали Евразэс,
сколько дней и ночей спорили на тему о том,
какие условия и какие взаимные обязательства должны
возникать. Поэтому это спокойный, ровный процесс.
Экономики наши сближаются,
развиваются, появляется много совместных
проектов, постепенно будет вырисовываться
контур взаимных интересов в сфере дальнейшей
кооперации и участия в интеграционных объединениях.
Продолжение следует.