Президент по видеосвязи
провёл совещание с членами Правительства. Основная тема обсуждения – развитие
воздушных перевозок в среднесрочной перспективе. В начале встречи
также рассмотрен ряд оперативных вопросов.
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день, здравствуйте!
Мы уже
с Председателем Правительства, с некоторыми коллегами с утра
пообсуждали несколько вопросов, а сейчас поговорим в таком более
широком составе и по конкретному вопросу, который представляет, имеет
большое значение для развития экономики и для граждан – это развитие
транспортной отрасли.
Но, прежде чем
мы начнём, несколько оперативных вопросов. И первый из них касается
развития Восточного полигона железных дорог. Тоже практически напрямую
относится к тому, что мы будем обсуждать, хотя будем говорить про авиацию
больше. Но это всё равно транспортная отрасль.
В этой
связи мы с вами должны достигнуть увеличения показателей перевозок
на дальневосточном направлении. В текущем году они должны составить
180 миллионов тонн, а по итогам 2030-го дойти до 210.
Но для
того, чтобы эти задачи решить, нам нужно заниматься решением ряда вопросов,
в том числе электрификацией железнодорожного Восточного полигона.
У нас есть определённые планы, соответствующая работа проводится
по этому направлению.
Александр
Валентинович [Новак], в каком состоянии сейчас эта работа находится?
<…>
В.Путин: Уважаемые коллеги!
Я в начале уже сказал, что сегодня хотел бы отдельно остановиться на вопросе,
который имеет особое значение для нашей транспортной отрасли, да и для всех
граждан страны, для улучшения связанности территорий страны и повышения
качества жизни людей. Речь, как я уже сказал, анонсировал это уже, пойдёт о развитии
воздушного сообщения.
В прошлом году отечественный авиационный
транспорт перевёз свыше 105 миллионов пассажиров. Прирост составил – 10,7
процента. Это больше, чем ранее прогнозировалось, мы думали, что перевезём
где-то 103 миллиона человек.
Почти 83 миллиона человек воспользовались внутренними
авиалиниями. Таким образом, пассажиропоток в этом сегменте более чем на 13 процентов
превысил показатели 2019-го, то есть доковидного года.
Я, прежде всего, хочу поблагодарить авиакомпании, экипажи
воздушных судов, работников наших аэропортов за достигнутый результат, за слаженные действия. И добавлю, что выход на такой уровень перевозок также
говорит о повышении туристической привлекательности наших районов, городов и,
конечно, об устойчивой работе отечественной экономики в целом.
Нужно, безусловно, поддержать набранный темп в авиации, обеспечить
дальнейшее уверенное развитие этого важнейшего направления современного
транспорта. А для нашей страны, мы все хорошо понимаем, с её огромной
территорией это важно вдвойне или втройне.
Поэтому рассчитываю услышать сегодня не только прогнозы
по объёмам воздушных перевозок, но и то, какие меры планируется принять для
укрепления авиационной инфраструктуры, для увеличения и обновления парка
воздушных судов. Непростая задача, отдаю себе в этом отчёт, но тем не менее мы
должны интенсивно над этим работать – и, конечно, так же, как над повышением
доступности перелётов для наших граждан.
На стоимости авиабилетов хотел бы остановиться отдельно.
Подчеркну, важно не допускать чрезмерного роста цен на билеты при безусловном
обеспечении качества обслуживания пассажиров и безопасности полётов. Эти
вопросы должны быть в приоритете – как у перевозчиков, так и у Министерства
транспорта, да других профильных ведомств.
Далее. Мы развиваем и аэродромную инфраструктуру:
взлётно-посадочные полосы, пункты связи, метеорологические станции,
оборудование. За шесть лет в России были введены в эксплуатацию 33 таких
объекта, в том числе 19 взлётно-посадочных полос. До конца текущего года будет
введено в эксплуатацию ещё 13 объектов.
Сегодня просил бы отдельно доложить о дальнейших планах
по укреплению аэродромной инфраструктуры с учётом её текущего состояния и планов развития авиаперевозок, включая внутри- и межрегиональные. В том числе,
жду предложений по механизмам финансирования таких проектов. Здесь важно, чтобы
дополнительная финансовая нагрузка не приводила к росту цен на авиабилеты.
И конечно, в центре нашего внимания – развитие
отечественного гражданского авиастроения. Я уже вскользь упоминал об этом. Это
серьёзная, высокотехнологичная отрасль, и она требует особого внимания. Всего
несколько стран в мире способны выпускать линейку современных самолётов, и Россия в их числе.
У нас свёрстаны масштабные планы в этой сфере. Прошу
рассказать о том, как они реализуются. Конечно, я знаю, что там происходит, но тем не менее цель нашей встречи сегодня – акцентировать внимание на некоторых
вопросах, которые требуют особого внимания с нашей стороны. Поэтому хотел бы
услышать, как налажена кооперация в области двигателестроения, других агрегатов,
материалов и комплектующих, в какие сроки планируется поставка воздушных судов.
У нас есть уже намеченные планы. Я хотел бы услышать, как
они реализуются.
И подчеркну ещё раз: российские самолёты должны отвечать
всем требованиям по качеству, комфорту и безопасности перелётов, быть действительно
глобально конкурентными по своим техническим характеристикам, а их передача
авиакомпаниям должна проходить в согласованные сроки, без опозданий и задержек.
Ещё раз подчеркну: эти самолёты нужны авиации, нужны нашим
гражданам, экономике нужны. И рассчитываю здесь на эффективную совместную
работу Правительства, «Ростеха», наших авиастроителей, а также финансовых
структур.
Давайте
начнём работу, у нас два докладчика – Савельев Виталий Геннадьевич и Мантуров
Денис Валентинович.
Пожалуйста,
прошу вас.
<…>