Президент в режиме
видеоконференции провёл совещание по вопросам социально-экономического развития
агломерации Санкт-Петербурга.
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы с губернатором пытались организовать это совещание
чуть раньше, но не сложилось тогда.
Сегодня предлагаю
вернуться к тому, что мы хотели обсуждать, и рассмотреть перспективы развития
экономического потенциала и Петербурга, и Ленинградской области – всей
агломерации Санкт-Петербурга. Обсудим этот вопрос в тесной увязке с планами по обновлению, наращиванию социальной, транспортной и всяческой другой
инфраструктуры.
Санкт-Петербург –
ничего нового здесь не скажу – важнейший исторический, культурный, деловой
центр страны. В Северной столице и в Ленинградской области проживают примерно
7,6 миллиона человек. Здесь расположены наши ключевые логистические узлы и морские порты, успешно работают крупнейшие научно-технологические и образовательные центры, производственные, индустриальные площадки – как недавно
открытые, так и легендарные предприятия с давней историей и прочными
традициями.
Основой
промышленности Санкт-Петербурга являются перерабатывающие отрасли, это 10,5, даже
10,6 процента примерно: судостроение, машиностроительный комплекс, включая
тяжёлое энергетическое машиностроение, предприятия ОПК. Рост промышленного
производства в Санкт-Петербурге в 2021 году составил 6,4 процента, в 2022-м – чуть пониже, 6,1 процента, за январь–ноябрь прошлого года вырос
до 9,6 процента. Ведущие отрасти Ленобласти – это нефтепродукты, пищевая,
химическая промышленность.
В целом на долю
Петербургской агломерации приходится 8,5 процента обрабатывающих
производств всей России и примерно 7,5 процента валового внутреннего продукта
страны. И та, и другая цифры солидные.
Конечно, нам
необходимо и дальше наращивать экономические возможности Петербурга и Ленинградской области и, что важно, делать это комплексно, основываясь на долгосрочных планах развития всей агломерации, учитывая, что город и область
тесно связаны. Кстати говоря, они были тесно связаны между собой в единый
комплекс с советских времён.
Среди ключевых
задач – укрепление приоритетных отраслей промышленности, таких как судостроение
и фармацевтика, и так далее, реализация потенциала сферы услуг и креативных
индустрий, расширение инфраструктуры внешней торговли, в том числе за счёт
развития морских портов и терминалов. Всё это ключ к созданию современных,
хорошо оплачиваемых рабочих мест, для того, чтобы нарастить выпуск
высокотехнологичной продукции и услуг, создать базу для открытия новых
компаний, а значит, для повышения устойчивости, диверсификации экономики
региона в целом.
И конечно, решая
экономические задачи, поддерживая деловую активность, одновременно нужно наращивать
усилия по строительству жилья, объектов социальной инфраструктуры, создавать
среду, которая позволит на новом уровне раскрыть богатые туристические и рекреационные возможности региона.
Одну из инициатив в этой сфере – развитие всесезонного морского курорта «Горская» –
я так понимаю, мы сегодня обсудим. Здесь, по сути, планируется возвести
целый курортный городок, рассчитанный на отдых более одного миллиона
300 тысяч человек в год. А постоянно в нём запланировано проживание ста тысяч жителей. Формирование
такого туристического кластера позволит создать нескольких тысяч рабочих мест с высокой, конкурентной зарплатой. Мы, по-моему, на экономическом форуме
обсуждали это вопрос вместе с Правительством, и «Газпром» тоже планировал
подключиться.
Реализация этого и других перспективных проектов даст дополнительные налоговые поступления в бюджеты Санкт-Петербурга и Ленобласти. А значит, появятся новые возможности для
финансирования социальных программ, для строительства детских садов, школ,
дорог, больниц, поликлиник и так далее.
Здесь в том числе
подчеркну: важно повышать эффективность региональных систем здравоохранения,
включая первичное звено, совершенствовать оказание медпомощи, особенно семьям с детьми, мамам, детям. Это, как известно, один из наиболее чувствительных
вопросов для граждан. Недавно – вы, наверное, обратили внимание на это –
говорил об этом и с семьями из разных регионов нашей страны в рамках открытия
Года семьи в России.
Для успешного
развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области нужно в полной мере
использовать градостроительный потенциал этих территорий, реализовывать
комплексные проекты, которые повышают качество жизни людей, предоставляют
рабочие места, стимулируют рост смежных отраслей региональной экономики. В их
числе проекты по развитию дорожной инфраструктуры, по формированию надёжного
транспортного каркаса Санкт-Петербурга и Ленобласти.
За последние годы в этой сфере многое сделано: запущен Западный скоростной диаметр, трасса М-11
«Нева», обход Гатчины и ряд других крупных дорожных объектов,
развёрнут капитальный ремонт автодорог. Когда говорю «других», что имею в виду?
Например, ремонт и реконструкция ряда участков автодорог «Сортавала»,
«Скандинавия» и кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, а также
строительство Лиговского путепровода и моста через реку Свирь в городе
Подпорожье, это уже Ленинградская область.
Но и много новых,
ещё более масштабных задач нам предстоит решить. Так, одним из значимых
проектов является широтная магистраль скоростного движения, а также второе
автодорожное кольцо вокруг Санкт-Петербурга. Они вместе с уже действующими
автострадами обеспечат создание эффективной дорожной сети всей
Санкт-Петербургской агломерации. Сегодня поговорим о ходе и сроках реализации
этих проектов.
Кроме того, просил
подумать и принять необходимые шаги по развитию аэропортов Пулково и Левашово.
Хотелось бы услышать, как идёт работа по этим направлениям, по этим объектам.
Обсудим, что в целом нужно сделать для улучшения транспортного сообщения, в частности
доступности для ряда крупных жилых районов Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, чтобы людям не приходилось часами добираться на работу, учёбу или в социальные объекты.
Также необходимо
продолжить формирование железнодорожной инфраструктуры, в том числе это
касается северо-восточного и юго-западного железнодорожных обходов
Санкт-Петербурга. Естественно, делать это нужно с учётом планов
грузоперевозчиков и прогнозных типов перевозимых грузов. Всё это, безусловно,
нужно учитывать, но двигаться по этому направлению всё равно нужно.
Рассмотрим и некоторые другие вопросы, связанные с развитием социально-экономической сферы.
Давайте начнём.
Пожалуйста, слово Максиму Геннадьевичу Решетникову, Министерство экономического
развития.
Продолжение следует.