Заседание Государственного Совета

В Георгиевском
зале Большого Кремлёвского дворца Владимир Путин проводит заседание
Государственного Совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника».

Перед началом заседания глава
государства осмотрел тематическую выставку, посвященную ключевым мероприятиям и событиям Года педагога и наставника. В частности, Президенту рассказали о всероссийском
конкурсе наставников «Быть, а не казаться» и о работе по подготовке кадров в рамках федерального проекта «Профессионалитет».

Владимира Путина сопровождали помощник
Президента, секретарь Государственного Совета Игорь Левитин, Министр
просвещения Сергей Кравцов, губернатор Севастополя, председатель комиссии Госсовета
по направлению «Образование» Михаил Развожаев.

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Дорогие
друзья!

Прежде
всего, поздравляю всех вас с наступающими новогодними праздниками. Желаю всем доброго здоровья – вам и, как в таких случаях
говорят, вашим близким. Напоминаю сегодняшнюю повестку дня, она звучит так: «О повышении роли и престижа педагога и наставника».

Поэтому
самые тёплые слова благодарности и признательности хотел бы сказать в адрес учителей, всех, кто посвящает свою жизнь
становлению новых поколений граждан России. Именно в вашу честь нынешний,
уходящий уже 2023 год был объявлен в России
Годом педагога и наставника.

Сегодня
здесь, в этом зале также присутствуют и учителя, воспитатели, сотрудники отечественных предприятий, которые ждут
кадры. Вместе обсудим, что нужно дополнительно сделать для развития широкого,
подлинно всероссийского движения наставников.

Сейчас
в эту работу включаются граждане всех возрастов и профессий – состоявшиеся
специалисты, студенты и даже школьники,
участники Всероссийского движения детей и молодёжи, наши военнослужащие,
ветераны боевых действий, а также волонтёры и предприниматели.

И всех этих людей объединяет одно устремление: чтобы дело, в которое они верят,
которому посвящают свою жизнь было продолжено.
Чтобы преумножались знания и опыт, сохранялись традиции и ценности, развивались,
шли вперёд все, кто занимаются этим благородным делом, а значит, и вся наша страна.

Такой
высокий, благородный смысл наставничества находит своё отражение в работе наших
регионов, предприятий, вузов,
учреждений здравоохранения, которые берут
шефство, помогают своим коллегам из Донбасса и Новороссии.

Низкий
поклон учителям и наставникам наших воинов, которые сражаются на передовой.
Они, учителя, этих ребят вырастили, воспитали настоящих мужчин, героев, научили
их помогать товарищам, быть смелыми, честными, порядочными людьми.

«Воспитание,
скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел в истории», – эти слова
принадлежат великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому. Он
много писал о роли наставников в формировании
мировоззрения подрастающего поколения.
Сегодня мы возвращаемся к этим традициям, берём всё самое лучшее, чем
гордилась и дореволюционная, и советская система образования. Восстанавливаем
воспитательную, ценностную составляющую
в школах, вузах, техникумах и колледжах. Для нашего суверенитета это также
важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный
процесс передовых технологий.

И безусловно, важнейший вопрос здесь – это улучшение условий труда педагогов. В этой связи отмечу, что в текущем году принят ряд законодательных решений, направленных на защиту прав
учителя. Также расширились география и охват педагогических форумов, конкурсов профессионального мастерства, а значит, и возможности для обмена идеями и наработками педагогов по всей стране.

Я
прошу Министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова сегодня подробно
рассказать о результатах работы, итогах Года педагога и наставника.

Что
считаю крайне важным. Нужно внимательно смотреть, как реализуются на местах все предпринимаемые и намечаемые нами меры.
Вместе с учителями, родительским сообществом
искать действенные решения
существующих проблем. Речь опять о том, чтобы снять с учителей
непрофильную нагрузку, чётко очертить круг обязанностей классных
руководителей, привлекать и сохранять в системе образования молодых, энергичных, творческих людей,
выпускников профильных вузов.

Здесь,
безусловно, важны все факторы. Это и наставничество, содействие со стороны
старших коллег, и конечно, адресные меры поддержки. Приведу как пример Новгородскую
область, где студентам педагогических специальностей, заключившим контракт о целевом обучении, регион выплачивает стипендию в 20–30 тысяч рублей. Такие
практики регионов – это не единичная практика – нужно распространять по всей
стране.

Важнейший
вопрос – это совершенствование системы
оплаты труда. Напомню, что в 2012 году
было принято решение об увеличении средней
зарплаты педагогов до уровня среднемесячного дохода по трудовой деятельности в конкретном регионе. Эта мера сыграла заметную роль в повышении статуса учительского
труда.

Вместе
с тем, нужно совершенствовать, делать более
справедливыми механизмы оплаты труда педагогов. И прежде всего, заметно увеличить доходы учителей в тех регионах,
где сейчас они существенно ниже, чем в среднем по стране.

Труд
учителя должен оплачиваться по единым понятным и прозрачным правилам, иначе между регионами
накапливается разрывы в качестве обучения, растёт дефицит педагогических
кадров. Понятно, меньше платят, люди оттуда переезжают, качество преподавания в конечном итоге страдает. Всё это нарушает ключевой принцип равенства образовательных возможностей для наших детей.
Мы никогда не должны об этом забывать.

Ситуация
очевидна – доходы по региону ниже, чем в целом по стране, значит, и зарплата учителя отстаёт. От этого теряется
качество образования, как я уже сказал, а сам регион лишается кадрового, профессионального
ресурса. И это в конечном итоге ведет к отставанию и в развитии.

Я
прошу Правительство предложить системные решения проблемы оплаты труда учителя.
Здесь разны подходы есть, я не буду сейчас вдаваться в детали, Татьяна
Алексеевна [Голикова] может рассказать. Но эти разные подходы в целом известны
тем, кто занимается решением этих вопросов, нужно двигаться в этом направлении.

Отмечу также, что воспитательная
работа, конечно же, не должна быть ограничена рамками школы. Нам нужно
сформировать именно целостную систему наставничества для детей и молодёжи.
Обязательно задействовать потенциал «Сириуса»,
платформы «Россия – страна
возможностей», Движения детей и молодёжи. Как уже говорил, активно
подключать к этой работе и ветеранов боевых
действий. Сейчас мы с ребятами разговаривали, они здесь находятся тоже.
И дальше будут обсуждать эти вопросы. Вы видели и на «Прямой линии», чуть ли не с линии фронта люди об этом говорят, потому что понимают, что это значит для
страны, которую они сейчас защищают. Речь идёт как об их участии во внешкольных
мероприятиях, так и о преподавании предмета «Основы безопасности и защиты
Родины».

Особое внимание прошу обратить на поддержку воспитанников детских
домов. Нужно настроить механизмы их профессионального обучения, последующего трудоустройства. Посмотреть, какое
содействие необходимо некоммерческим организациям, волонтёрам, людям, которые
добровольно берут на себя миссию наставников,
помогают детям, подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Обсудим сегодня опыт регионов и конкретные предложения на этот счёт.

Уважаемые
коллеги!

Наряду
с воспитанием подрастающего поколения, укреплением нашего ценностного
суверенитета наставники играют важнейшую роль в развитии промышленного,
кадрового технологического потенциала России.

Исторически
у нашей страны очень богатый опыт наставничества
на производстве. Ещё в конце XIX столетия «русская система» подготовки
кадров внедрялась в ведущих технических университетах мира.

В 30-ые годы прошлого столетия наставниками молодых
рабочих становятся лидеры стахановского движения, которое родилось у нас, кстати, на Донбассе. К концу 70-х годов в Советском Союзе наставническое
движение объединяло уже 900 тысяч человек, почти миллион.

Сегодня
такие традиции наставничества возрождаются, развиваются, причем на качественно
новом уровне: и в частном бизнесе, и в госкомпаниях – таких как РЖД, Росатом, в некоторых других, учреждениях образования и здравоохранения.

Знаю
также, что такие лучшие практики наставничества планируется широко использовать
и в работе Федерального технопарка профессионального образования, который в этом году открыт в Калуге. Это как пример. В нём будут повышать квалификацию преподаватели,
мастера производственного обучения, организованы также стажировки
студентов педагогических специальностей.

Отмечу,
что в Калужской области наставничество на производстве сыграло ключевую роль в ускоренной подготовке кадров. Что, в свою очередь обеспечило мощный промышленный подъём региона. Позволило
«с нуля» фактически построить десятки предприятий, получить дополнительные
ресурсы для развития социальной сферы. И такой опыт должен внедряться повсеместно,
по всей стране.

Подчеркну,
наставничество для отечественной экономики – это новое качество роста, сокращение издержек, повышение производительности
труда, а это, как всем известно, ключевой элемент развития страны в целом. Это подготовка
квалифицированных кадров, которые сейчас критически необходимы нашим
предприятиям. Об этом, здесь коллеги из регионов знают, говорят по всей стране
все наши структуры.

Для
каждого человека опытный наставник – это возможность
повышать свои компетенции, решать более сложные задачи, а значит
претендовать на более высокую оплату труда. В этом смысле наставничество – важнейший фактор формирования экономики
высоких заработных плат. Повышения благосостояния наших граждан, российских
семей.

Повторю,
сейчас мы возрождаем многие традиции. И здесь важно сохранить именно живой дух
наставничества. Ни в коем случае нельзя загонять это движение в бюрократические
рамки, превращать в какую-то «принудиловку». Напротив, нужно
создавать такие условия, чтобы как можно больше людей искренне стремились взять
на себя эту почётную миссию: передавать опыт, наставлять, в самом хорошем
смысле вести за собой других.

Звание
«наставник» должно звучать гордо. Для этого пять лет назад мы
учредили знак отличия «За наставничество». Я предлагаю учредить и ежегодную премию «Наставник Года». Конкретные шаги для повышения престижа
и статуса наставников должны предпринять и все наши регионы. Обращаюсь ко всем
присутствующим здесь коллегам, руководителям регионов Российской Федерации.

Наряду
с моральными должны существовать и материальные
инструменты поощрения такого
значимого для страны труда. Поэтому возможности начисления доплат за работу наставников нужно предусмотреть законодательно.

Далее. В рамках «Профессионалитета» учащиеся
колледжей могут попробовать себя в реальных проектах на площадках крупнейших
предприятий. Такие же возможности для стажировок студентов должны быть также созданы
в малых и средних компаниях, в том числе в IT, в креативных
индустриях, в туризме. Этот вопрос на недавней встрече поставили и победители
чемпионата рабочих профессий. Я полностью
согласен с их предложением, нужно его поддержать.

Считаю
также необходимым возобновить подготовку
мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, в том числе в инженерно-технических
вузах, с привлечением настоящих практиков с производства. Кроме того, бизнес-то не отказывается. Они готовы
это делать. Нужно просто наладить соответствующие коммуникации.

Кроме того, учебные курсы и модули по наставничеству, изучение лучших практик должны быть включены в программы повышения квалификации не только работников реального сектора
экономики, но и учителей, врачей. И конечно,
управленцев, которые работают на предприятиях, в регионах и муниципалитетах.

Нужно
обязательно помогать обмену опытом между
организациями, компаниями, да и целыми регионами. Для сбора лучших практик, их
распространения предлагаю на базе образовательного Центра «Машук» создать
площадку по развитию движения наставников. Привлечь к его работе и лекторов
общества «Знание», и победителей проектов платформы «Россия – страна
возможностей».

Дорогие
друзья!

Всегда, во все
времена, напутствия наших великих учителей и наставников были пронизаны верой в своих воспитанников, в свой народ.

«Каждый человек наделён огромным запасом творческих сил. Пробудить
эти силы – и есть наша самая главная задача», – привожу высказывание
человека, к которому отношусь с уважением, потому что он создавал наш
национальный вид спорта, борьбу самбо, это Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Он
был не только тренером хорошим, но и воспитаталем.

У народа России – колоссальный потенциал. И нам нужно создать все условия, чтобы
люди разных возрастов могли добиваться высот в науке, технологиях, на производстве, а от совместных достижений
наставников и их учеников в конечном счёте зависит и судьба нашей Родины.

Знаю,
что руководители регионов накануне Государственного Совета обсуждали возможные
меры поддержки движения наставников. Эти предложения сегодня, безусловно, тоже
обсудим.

Слово
руководителю рабочей группы Госсовета по образованию, губернатору Севастополя
Михаилу Владимировичу Развожаеву.

Михаил
Владимирович, пожалуйста.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *