На полях Восточного
экономического форума Владимир Путин по видеосвязи проводит очередное совещание
по реализации программы развития дальневосточных городов.
В.Путин:
Уважаемые коллеги, добрый день!
Как мы с вами и договаривались, здесь, на площадке Восточного экономического форума, мы
завершаем рассмотрение мастер-планов развития городов Дальнего Востока.
На прошлой неделе мы
смотрели Якутск, Анадырь, Магадан, а сейчас – ещё несколько городов. Таким
образом, в общей сложности мы проработаем 22 мастер-плана, в том числе сегодня
сосредоточим особое внимание на перспективах развития таких региональных
центров, как Владивостокская и Хабаровская агломерации, Благовещенск и Биробиджан.
Здесь проживает более 1,6 миллиона человек.
Большую часть городов,
о которых сегодня пойдёт речь, в силу их географии объединяет тесное
взаимодействие с нашим соседом и партнёром – Китайской Народной Республикой,
другими государствами АТР. Поэтому такие направления, как туризм, логистика,
инвестиционное сотрудничество, доминируют в их мастер-планах. Один из основных
акцентов, упор делается на развитии транспортной инфраструктуры: автомобильных
и железных дорог, мостов, вокзалов и аэропортов. Есть даже первая в мире
трансграничная канатная дорога. Она свяжет Благовещенск и китайский город
Хэйхэ.
Эти два города
находятся на противоположных берегах Амура и активно расширяют коммуникации.
Например, в текущем году российско-китайский экономический форум «АмурЭкспо»
прошёл одновременно на площадках двух городов.
Вместе с тем, считаю,
что у Благовещенска, конечно, есть резервы для того, чтобы более эффективно
использовать конкурентные преимущества своего географического положения.
Хороший потенциал у него для наращивания въездного туризма, а также перспективы
стать одним из крупных центров международного делового сотрудничества. Для
этого нужно, в том числе, активнее строить здесь современные гостиницы,
развивать инфраструктуру для проведения выставок и конгрессов, других
международных мероприятий.
В целом в последние
годы объёмы взаимной торговли России с Китаем, другими странами АТР динамично
растут. И наша транспортно-логистическая инфраструктура также должна отвечать
возрастающему спросу на грузоперевозки. Сегодня обсудим ключевые проекты в этой
сфере.
Отмечу также, что
важным шагом на этом направлении стало открытие в 2022 году железнодорожного
моста через Амур «Нижнеленинское – Тунцзян». С его запуском дополнительный
стимул к развитию получила и Еврейская автономная область.
Безусловно,
Биробиджану, столице Еврейской автономной области, ещё предстоит решить целый
комплекс задач в экономике и социальной сфере, обеспечить увеличение числа
производств и рабочих мест. Возможности для этого есть в самых разных отраслях,
начиная от сельского хозяйства до выпуска медицинских изделий и переработки
полезных ископаемых, в числе таких проектов, как комплекс по глубокой
переработке графита. Он широко применяется, в том числе в атомной энергетике,
медицине и биотехнологиях.
Таким образом,
мастер-план Биробиджана может стать хорошим примером построения крепкой,
разноплановой экономики.
Хорошие перспективы,
возможности для диверсификации экономики, для создания новых рабочих мест есть,
конечно, и у Хабаровской агломерации. В регионе развивается туризм,
промышленные и креативные индустрии. Есть здесь, например, одна из наших
анимационных студий, выпускает свою продукцию, мультфильмы, которые популярны
не только в России, но и за рубежом.
Особое внимание в Хабаровске нужно, конечно, уделить развитию исторического центра города,
благоустройству набережных и других городских пространств, а также модернизации
инженерных сетей, общественного транспорта и автодорог, созданию жилья,
объектов образования и здравоохранения.
Хабаровск – это и один
из крупнейших образовательных центров Дальнего Востока. Важно интегрировать
высшие учебные заведения города, создать общее образовательное пространство на основе современного межвузовского кампуса. Это позволит эффективнее готовить
специалистов, развивать сотрудничество с бизнесом, поддерживать молодёжные
предпринимательские и технологические команды, формировать платформы для
развития междисциплинарных, международных образовательных и исследовательских
программ.
Далее. Владивосток, в котором мы находимся, – и об этом мы уже неоднократно тоже говорили – также
имеет колоссальные перспективы развития. И чтобы их реализовать, нужно
устранять инфраструктурные ограничения.
Да, конечно, здесь
активно строятся и модернизируются морские порты. И они, безусловно, играют
значимую роль в экономике всей нашей страны, а сегодня, как мы знаем, можно
даже сказать особую роль. Но сам город стоит в автомобильных пробках, жители
знают об этом хорошо, есть и явный дефицит общественного транспорта.
В целом к решению
градостроительных вопросов нужно подойти, безусловно, комплексно, с заботой об уникальной природе этих территорий, архитектурном наследии Владивостока,
включая и исторические объекты, фортификации Владивостокской крепости.
Отдельно прошу
акцентировать внимание на реставрацию фасадов исторического центра города, на благоустройство пешеходных улиц и набережных. Такая работа – это и новое
качество жизни горожан, и дополнительный поток российских и иностранных
туристов.
И, конечно, и во Владивостоке, и в других городах мы должны ориентироваться на запросы местных
жителей, прежде всего.
Так, сейчас в центральной части Владивостока размещена, как известно, нефтебаза, что с точки
зрения экологии и современной урбанистики, конечно, неэффективно и абсолютно не правильно. Этот район может быть использован с большей отдачей, в том числе для
прогулок и отдыха горожан и туристов, а нефтебаза,
конечно, может быть и должна быть вынесена за черту города, причём сделать это
надо уже в обозримом будущем.
Что хотел бы
подчеркнуть дополнительно. Владивосток, Благовещенск, Хабаровск являются
ведущими образовательными центрами на Дальнем Востоке. Нужно, безусловно,
сделать так, чтобы молодые люди после окончания вузов оставались жить и трудиться в своих родных городах, видели бы в них карьерные перспективы. Мы
сейчас с Юрием Петровичем [Трутневым] смотрели, что сделано за последние 10
лет, и коллеги докладывают, что много молодых людей приезжает уже из других
регионов Российскй Федерации, чтобы здесь учиться. Надо создавать условия для
того, чтобы они здесь, конечно, и оставались.
Поэтому в мастер-планы
так важно заложить принципиально новую модель городской экономики, в основе
которой – развитие разнообразных эффективных производств, креативных отраслей,
формирование комфортных условий для малого и среднего бизнеса.
Я попросил бы
выступающих именно на таких инициативах сделать основной акцент в своих
докладах.
Отдельно остановлюсь на такой актуальной задаче, как берегоукрепление и защита населённых пунктов от подтоплений. Город Уссурийск, мастер-план которого также входит в нашу
повестку, недавно пережил масштабное наводнение. Пострадало более 44 тысяч
человек. Ущерб оценивается примерно в 7 миллиардов рублей, и одной из причин
этого бедствия стал, как известно, прорыв дамбы.
Подобные происшествия в будущем должны быть абсолютно исключены. Я прошу тщательно проанализировать
ситуацию на территориях, где есть риски подтопления, и предложить
сбалансированные предложения по берегоукреплению и строительству качественных
гидросооружений, в том числе и в Уссурийске.
Давайте перейдём к работе. Пожалуйста, Юрий Петрович, прошу.
Продолжение
следует.